Кивиоглова Ольга Викторовна
Опыт использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Я – Воспитатель! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.
«Какую роль любимая профессия сыграла в моей жизни».Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети - настоящим временем. Главное — воспитывая детей, я воспитывала себя.
Уважаемые коллеги
Темочки:
!Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования являются игровые технологии. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.
В условиях введения и реализации ФГОС ДО для педагогов важно понять,
что представляют собой игровые технологии и как их использовать в образовательном процессе?«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого
Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации образования, развитие воображения и формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности при совместной и самостоятельной деятельности с применением дидактических игр «Угадай, что внутри», «Собери узор из мозаики», «Угадай кто спрятался»
Отличие игровой технологии от игры В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ :
• Игровые тренинги –
• Сюжетно – ролевые игры
• Театрализованные игры
• Практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.
Исходя из этого,я стала применять игровые технологии со 2 младшей группы.
• Сюжетно – ролевые игры
Театрализованные игры
В работе с детьми используются :
- печатные настольные игры: лото, домино, шесть картинок, пазлы и т. д.
- методика Марии Монтессори. Эта методика в большей степени применяется в группе раннего возраста и младших группах дошкольного возраста, которая способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитию.
Методика Монтессори интересна тем, что материалом для развития служат подручные предметы (чашки, ложки, стаканчики, крупы, ситички и т. д.)
Мы знаем, что маленькие дети учатся, совершая какие-либо действия. В то время, когда взрослый может научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию. Ребенок же всему обучается практически только через собственное действие.
В данной методике весь дидактический материал можно разделить на пять зон:
- зона практической жизни (здесь дети учатся обслуживать себя и окружающих);
- В зоне сенсорного развития ребенок учится различать предметы по признакам (цвет, вес, форма, длина, высота и т. д.) В эту зону входят материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние;
- математическая зона объединяет материалы, помогающие ребенку усвоить математические операции (сложение, вычитание, деление, дроби);
- в языковой зоне дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку всегда доступны карандаши, сборный алфавит, магнитная доска, буквы различной величины
- в космической зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры, с историей культуры разных народов.
Данная методика не ограничивает рабочее пространство. Воспитанники могут перемещать игрушки. Однако стоит помнить, что каждая игра заканчивается уборкой, т. к. порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори.
Используя технологии развивающих игр Б. П. Никитина, Дьенеша, Кыозенера, В. В. Воскобовича удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться д о «потолка» своих возможностей. Это позволило решить сразу несколько проблем связанных с развитием творческих способностей: - развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего детства; их задания - ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; - поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; - развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества
Технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича представляет собой систему поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала. Ее принципиальными особенностями являются: - эффективное развитие психических процессов, речи; - широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных занятий;
Следует отметить технологию развивающих игр Никитина Б. П. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своё м разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями: - каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. ;
Использование палочек Кюизенера способствуют: 1. Формированию понятия числовой последовательности, состава числа. 2. Подводят к осознанию отношений «больше - меньше», «право -лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др 3. Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками. 4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. 5. Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками. 6. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел
Логические блоки Дьенеша - развивают у детей логическое и аналитическое мышление, а также восприятие, память, внимание и воображение. Блоки Дьенеша предназначены для детей от 3 до 10 лет. Дидактический материал «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 фигур трех цветов (синий, красный и желтый)
Сразу хочу предупредить, что этот набор рассчитан на совместные занятия детей со взрослым.
Самостоятельные игры детей с блоками Дьенеша не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.
Можно использовать специальный вспомогательный альбом, но как показала практика, детям больше нравится играть с блоками произвольно.
Квест-игра как универсальная игровая технология. В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы.
«ЛЭПБУК» - КАК ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА. Для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности нами была
выбрана игровая технология «лэпбук». В дословном переводе с английского «лэпбук» (lapbook)
– «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Пособие представляет собой самодельную
папку с кармашками, мини-книжками, окошками, вставками, которые ребенок может
расположить на коленях для просмотра ее содержимого, а также доставать, перекладывать или
складывать по своему усмотрению. В такой папке собирается материал по какой-то
определенной теме. Перед изготовлением лэпбука мы проводим тематические занятия и игры,
обсуждаем наиболее сложные вопросы, предлагаем детям выполнить задания по теме будущей
интерактивной папки. В ходе такой работы лэпбук сможет выполнять роль закрепляющего,
систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Для реализации игровых технологий в нашем СПДО№1 созданы все условия согласно ФГОС ДО,имеются центры игровых технологий,учитывающие возрастные особенности детей,а так же их интересы. Нестандартные игры изготовленные руками педагогов СПДО№1.
Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий, положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.
Спасибо за внимание.
Источник:И. В. Никишина "Мастер- класс для руководителей и педагогов ДОУ.
Инновационные ориентиры в дошкольном образовании 2012г.