Махруткина Оксана
Самомассаж — эффективный метод коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Самомассаж - эффективные метод коррекционной работы!
Хорошо развитая речь важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценное отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
Публикация «Самомассаж — эффективный метод коррекционной работы» размещена в разделах
В настоящее время для развития речи все больше применяют нетрадиционные логопедические технологии. К ним относятся логопедический массаж и самомассаж с помощью Су-Джок шаров, порогового коврика «травка», прищепочный массаж и массаж зубной щеткой.
Начнем с того, что же такое массаж - один из методов воздействия на речевой аппарат ребенка, способствующий развитию речи, снижающий время коррекции звукопрозношения. Массажные движения создают благоприятные условия ля мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения. При массаже мышечная ткань интенсивно снабжает кислородом и активно освобождается от продуктов распада.
В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним, медленным.
В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если массажные приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость. Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводиться лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы.
К основным приемам самомассажа относятся : поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц.
Растирание усиливает кровообращение, происходит даже легкое повышение температуры на 1-2 градуса.
Разминание – это пассивная гимнастика мышц.
Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев, либо с помощью подручных средств например, шестигранным карандашом.
Вибрация – делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, производит обезболивающий эффект.
Массажные приемы в зависимости от их характера, силы и продолжительности меняют состояние коры головного мозга, причем действие массажа тем сильнее, чем младше ребенок. В зависимости от цели массаж может быть тонизирующим или расслабляющим.
В процессе логопедической работы не обязательно использовать все приемы и комплексы упражнений, большую роль играют регулярность занятий.
В своей работе для логопедического самомассажа можно использовать комплексы упражнений без предметов и с предметами. В наше время существует масса приспособлений, с помощью которых можно массировать пальцы взрослого, так и ребенка.
На своих занятиях я все больше использую Су-Джок терапию (Су-кисть, джок-стопа, обосновывается на взаимовлиянии отдельных участков нашего тела по принципу подобия. Стимуляция точек приводит к изменению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствующие всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например мизинец-сердце, безымянный- печень и т. д.
Приемы Су-Джок терапии.
Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующий пораженной части тела, до ее покраснения и ощущения тепла.
С помощью шаров «ежиков» с колечками детям нравиться массировать пальцы и ладони, что оказывает благоприятное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Некоторые упражнения с Су-Джок мячиками.
-катать мячик от кончиков пальцев к запястью.
-катать мячик пальцами.
-катать мячик в ладонях по кругу.
-сжимать мячик пальцами.
-подбрасывать и ловить мячик и др.
-рассказывание и показывание сказок с помощью су-Джок шаров.
В своей работе также использую пороговый коврик «травка». Кладем его на стол или колени и обеими руками делаем движения соответственно тексту.
Прищепочный массаж. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направленно на активизацию клеток коры головного мозга. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы «ротик» прищепки раскрылся, необходимо сильнее нажать на ее края.
Массаж зубной щеткой. Зубная щетка – необходимое подручное средство для логопедического массажа. У каждого ребенка должна быть индивидуальная щетка средней жесткости. Любой самомассаж сопровождается стихотворным содержанием.
Любое воздействие не должно вызывать у ребенка негативных эмоций, интенсивность массажных приемов должна наращиваться постепенно в зависимости от состояния ребенка и его отношения к данным занятиям.
Таким образом, любое массажное воздействие несет положительные результаты, они просты в применении и никогда не нанесут вреда. Их можно использовать не только на занятиях, но и дома во время просмотра телевизора, в транспорте, в очереди в поликлинику.