Получи документы

План-конспект НОД «Борис Алмазов. Рассказ «Горбушка» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе

Наталья Кузнецова
План-конспект НОД «Борис Алмазов. Рассказ «Горбушка» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Борис Алмазов. Рассказ «Горбушка»

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

1) Способствовать восприятию детьми литературного произведения посредством комментированного текста. Упражнять в умении правильно определять жанр произведения. («Художественно-эстетическое развитие»)

Темочки:

2) Содействовать умению отвечать на вопросы грамматически правильной полной фразой.

Совершенствовать умения подбирать и согласовывать прилагательные с существительными в мужском роде (запах, форма, вкус, ощупь). Создать условия для закрепления смысла прочитанного произведения и четкого произношения слов.

Способствовать составлению нерифмованного стихотворения с помощью карточек- символов. («Речевое развитие»)

3) Познакомить детей с биографией писателя Б. Алмазова. («Познавательное развитие»)

4) (Воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства. («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы (перечислить

Дидактическая игра «Какой?», игра «Верное - неверное», синквейн «Хлеб»-практические

- наглядные

Чтение рассказа, беседа по прочитанному тексту, биография автора - словесные

Материалы и оборудование: белый ящик, ржаной и пшеничный хлеб, карточки-зеленого и красного цвета на каждого ребенка, мяч, карточки-символы.

Этапы

занятия Задачи (с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный Игровая ситуация «Что в белом ящике?»

Обращает внимание на белый ящик, который стоит на столе.

Предлагает детям назвать предмет, лежащий в ящике про который можно сказать: душистый, свежий, хрустящий.

После ответов детей достает из ящика ржаной и пшеничный хлеб. Читает отрывок из стихотворения:

«Вот он хлебушек душистый

Вот он теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел»

А сегодня мы прочитаем рассказ про блокадный хлеб Дети стоят полукругом около стола и называют предполагаемые предметы

Деятельностный этап Способствовать восприятию детьми литературного произведения посредством комментированного текста Чтение рассказа

Воспитатель читает, комментирует по тексту Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем, слушают текст

Упражнять в умении правильно определять жанр произведения.

Содействовать умению отвечать на вопросы грамматически правильной полной фразой.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства.

Беседа по прочитанному тексту Дети:

-это рассказ, потому что в нем говорится о том, что происходило на самом деле.

-рассказ называется «Горбушка», потому что мальчик любил кушать горбушку от хлеба, но все равно бросил ее в товарища.

-Главные герои: мальчик Сережа и его отец.

- событие происходит в городе Ленинграде.

-Сережа рассказал отцу, что его несправедливо наказала воспитательница, так как первым начал ссору Гришка.

-Сережа узнал, что во время блокады людям выдавали на весь день очень маленький кусочек хлеба.

- когда в детский дом солдаты приносили хлеб, дети радовались: «Хлебушко!»

-горбушка, блокада, блокадный хлеб.

- автор помог задуматься о том, что хлеб не просто еда.

Воспитатель проводит беседу, задает вопросы

К какому жанру относится это произведение сказка или рассказ?

Почему рассказ называется “ Горбушка”?

Кто главные герои рассказа?

В каком городе происходят события?

Что рассказал Сережа отцу, вернувшись из детского сада?

Что узнал мальчик из рассказа папы о хлебе во время блокады Ленинграда?

Почему дети из детского дома называют не хлеб, а хлебушко, кусочек, а не кусок?

Блокадный хлеб -это какой хлеб?

Какие новые слова вы услышали?

О чем автор помог нам задуматься?

Дети вовлечены в беседу, отвечают по очереди, помогают друг другу при ответах

Развивать двигательную активность, умение согласовывать движения с текстом.

Физкультминутка «Будем мир мы защищать»

(выполняется в парах).

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.

Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.

На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.

Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.

Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

Дети стоят по кругу друг парами, выполняют движения согласно тексту

Познакомить детей с биографией писателя Б. Алмазова Биография автора

Алмазов Борис Александрович родился во время войны. Отец его погиб на фронте, а у матери после войны травма позвоночника. Время было тяжелое, голодное. После окончания школы он идет работать на завод, был слесарем, токарем. Служил в армии в отряде воздушного десанта.

Большинство его детских книг написаны в наше время, и, хотя часто в них изображен сложный послевоенный период, истории Алмазова Б. А. наполнены светом и добротой. В произведении «Горбушка» автор просто и очень трогательно говорит о том, почему надо бережно относиться к хлебу.

Дети садятся на стульчики, внимательно слушают рассказ

Совершенствовать умения подбирать и согласовывать прилагательные с существительными в мужском роде (запах, форма, вкус, ощупь) Дидактическая игра «Какой?»

Предлагает детям игру «Какой?» с мячом.

Задает вопрос, бросает мяч ребенку

Хлеб по запаху какой? - На вкус хлеб какой?-

На ощупь хлеб какой? -

По форме хлеб какой?

Дети стоят полукругом перед воспитателем и играют. Дети подбирают прилагательные к существительному:

-пахучий, душистый, ароматный.

-вкусный, аппетитный, душистый

-мягкий, свежий, черствый

-прямоугольный, круглый, квадратный

Создать условия для закрепления смысла прочитанного произведения и четкого произношения слов. Игра «Верное - неверное» Дети поднимают карточки определенного цвета, подходящего к утверждению и проговаривают слово.

Воспитатель предлагает взять со стола две карточки-зеленого и красного цвета, и определить верное или неверное утверждение. На верное поднимать зеленую карточку, на неверное-красную

Гришка принес в детский сад пластмассовую трубочку?

Суп разносить легко

Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу?

Ну как дела? спросил папа

Все плохо-ответил я

За что тебя наказали? Чтобы не дрался!

Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Не смогу

Дети подходят к столу, берут карточки, встают в круг: если верно показывают зеленую, если неверно-красную карточку

Способствовать составлению нерифмованного стихотворения с помощью карточек- символов. Синквейн «Хлеб» 1синквейн

-хлеб

-блокадный, темный

-помнить, беречь, радоваться.

-хлеб не просто еда-хлебушко.

-горбушка.

2 синквейн

-Хлеб.

-Душистый, мягкий

-Печь, резать, хранить

-Хлеб-всему голова

-Жизнь.

Предлагает составить синквейн о блокадном хлебе и обычном, разделив детей на две подгруппы.

1 строка-одно существительное

2строка-два прилагательных, выражающие главную мысль

3строка-три глагола, описывающие действия в рамках темы

4строка-фраза несущая определенный смысл

5строка-заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) дети делятся на две подгруппы, рассчитываются на 1,2, используют карточки-символы: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.

заключительный Рефлексия

Предлагает, детям, выбрать какой хлеб они бы предпочли: блокадный или пшеничный. Почему? Дети стоят полукругом перед воспитателем и отвечают на вопрос.

Публикации по теме:

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Письмо Деду Морозу» Цель: формировать у детей умение «писать» письма. Задачи: 1. Образовательная область: речевое развитие Формирование связной речи: совершенствовать.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе с ТНР по теме «Насекомые» (с домашним заданием) Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Насекомые». 2. Упражнять в образовании и употреблении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД «Борис Алмазов. Рассказ «Горбушка» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
Опубликовано: 15 января 2025 в 13:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект НОД «Борис Алмазов. Рассказ «Горбушка» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кузнецова (УИ 295934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД