Наталья Кузнецова
План-конспект НОД «Борис Алмазов. Рассказ «Горбушка» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Борис Алмазов. Рассказ «Горбушка»
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
1) Способствовать восприятию детьми литературного произведения посредством комментированного текста. Упражнять в умении правильно определять жанр произведения. («Художественно-эстетическое развитие»)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
2) Содействовать умению отвечать на вопросы грамматически правильной полной фразой.
Совершенствовать умения подбирать и согласовывать прилагательные с существительными в мужском роде (запах, форма, вкус, ощупь). Создать условия для закрепления смысла прочитанного произведения и четкого произношения слов.
Способствовать составлению нерифмованного стихотворения с помощью карточек- символов. («Речевое развитие»)
3) Познакомить детей с биографией писателя Б. Алмазова. («Познавательное развитие»)
4) (Воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства. («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы (перечислить
Дидактическая игра «Какой?», игра «Верное - неверное», синквейн «Хлеб»-практические
- наглядные
Чтение рассказа, беседа по прочитанному тексту, биография автора - словесные
Материалы и оборудование: белый ящик, ржаной и пшеничный хлеб, карточки-зеленого и красного цвета на каждого ребенка, мяч, карточки-символы.
Этапы
занятия Задачи (с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Игровая ситуация «Что в белом ящике?»
Обращает внимание на белый ящик, который стоит на столе.
Предлагает детям назвать предмет, лежащий в ящике про который можно сказать: душистый, свежий, хрустящий.
После ответов детей достает из ящика ржаной и пшеничный хлеб. Читает отрывок из стихотворения:
«Вот он хлебушек душистый
Вот он теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел»
А сегодня мы прочитаем рассказ про блокадный хлеб Дети стоят полукругом около стола и называют предполагаемые предметы
Деятельностный этап Способствовать восприятию детьми литературного произведения посредством комментированного текста Чтение рассказа
Воспитатель читает, комментирует по тексту Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем, слушают текст
Упражнять в умении правильно определять жанр произведения.
Содействовать умению отвечать на вопросы грамматически правильной полной фразой.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства.
Беседа по прочитанному тексту Дети:
-это рассказ, потому что в нем говорится о том, что происходило на самом деле.
-рассказ называется «Горбушка», потому что мальчик любил кушать горбушку от хлеба, но все равно бросил ее в товарища.
-Главные герои: мальчик Сережа и его отец.
- событие происходит в городе Ленинграде.
-Сережа рассказал отцу, что его несправедливо наказала воспитательница, так как первым начал ссору Гришка.
-Сережа узнал, что во время блокады людям выдавали на весь день очень маленький кусочек хлеба.
- когда в детский дом солдаты приносили хлеб, дети радовались: «Хлебушко!»
-горбушка, блокада, блокадный хлеб.
- автор помог задуматься о том, что хлеб не просто еда.
Воспитатель проводит беседу, задает вопросы
К какому жанру относится это произведение сказка или рассказ?
Почему рассказ называется “ Горбушка”?
Кто главные герои рассказа?
В каком городе происходят события?
Что рассказал Сережа отцу, вернувшись из детского сада?
Что узнал мальчик из рассказа папы о хлебе во время блокады Ленинграда?
Почему дети из детского дома называют не хлеб, а хлебушко, кусочек, а не кусок?
Блокадный хлеб -это какой хлеб?
Какие новые слова вы услышали?
О чем автор помог нам задуматься?
Дети вовлечены в беседу, отвечают по очереди, помогают друг другу при ответах
Развивать двигательную активность, умение согласовывать движения с текстом.
Физкультминутка «Будем мир мы защищать»
(выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Дети стоят по кругу друг парами, выполняют движения согласно тексту
Познакомить детей с биографией писателя Б. Алмазова Биография автора
Алмазов Борис Александрович родился во время войны. Отец его погиб на фронте, а у матери после войны травма позвоночника. Время было тяжелое, голодное. После окончания школы он идет работать на завод, был слесарем, токарем. Служил в армии в отряде воздушного десанта.
Большинство его детских книг написаны в наше время, и, хотя часто в них изображен сложный послевоенный период, истории Алмазова Б. А. наполнены светом и добротой. В произведении «Горбушка» автор просто и очень трогательно говорит о том, почему надо бережно относиться к хлебу.
Дети садятся на стульчики, внимательно слушают рассказ
Совершенствовать умения подбирать и согласовывать прилагательные с существительными в мужском роде (запах, форма, вкус, ощупь) Дидактическая игра «Какой?»
Предлагает детям игру «Какой?» с мячом.
Задает вопрос, бросает мяч ребенку
Хлеб по запаху какой? - На вкус хлеб какой?-
На ощупь хлеб какой? -
По форме хлеб какой?
Дети стоят полукругом перед воспитателем и играют. Дети подбирают прилагательные к существительному:
-пахучий, душистый, ароматный.
-вкусный, аппетитный, душистый
-мягкий, свежий, черствый
-прямоугольный, круглый, квадратный
Создать условия для закрепления смысла прочитанного произведения и четкого произношения слов. Игра «Верное - неверное» Дети поднимают карточки определенного цвета, подходящего к утверждению и проговаривают слово.
Воспитатель предлагает взять со стола две карточки-зеленого и красного цвета, и определить верное или неверное утверждение. На верное поднимать зеленую карточку, на неверное-красную
Гришка принес в детский сад пластмассовую трубочку?
Суп разносить легко
Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу?
Ну как дела? спросил папа
Все плохо-ответил я
За что тебя наказали? Чтобы не дрался!
Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Не смогу
Дети подходят к столу, берут карточки, встают в круг: если верно показывают зеленую, если неверно-красную карточку
Способствовать составлению нерифмованного стихотворения с помощью карточек- символов. Синквейн «Хлеб» 1синквейн
-хлеб
-блокадный, темный
-помнить, беречь, радоваться.
-хлеб не просто еда-хлебушко.
-горбушка.
2 синквейн
-Хлеб.
-Душистый, мягкий
-Печь, резать, хранить
-Хлеб-всему голова
-Жизнь.
Предлагает составить синквейн о блокадном хлебе и обычном, разделив детей на две подгруппы.
1 строка-одно существительное
2строка-два прилагательных, выражающие главную мысль
3строка-три глагола, описывающие действия в рамках темы
4строка-фраза несущая определенный смысл
5строка-заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) дети делятся на две подгруппы, рассчитываются на 1,2, используют карточки-символы: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
заключительный Рефлексия
Предлагает, детям, выбрать какой хлеб они бы предпочли: блокадный или пшеничный. Почему? Дети стоят полукругом перед воспитателем и отвечают на вопрос.