Приложение МААМ

Консультация для родителей «Формирование психологической зрелости учеников»

Рыкова Дарья
Консультация для родителей «Формирование психологической зрелости учеников»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире наличие высокого уровня интеллекта и обширных теоретических знаний уже не является решающим фактором успешности в жизни.

На первый план выходит умение владеть своими эмоциями, а также понимать чувства окружающих. Родители стремятся обеспечить детям солидное образование, однако важным становится развитие психологических компетенций:

• способность к самоанализу и самопониманию,

• осознанное управление собственными эмоциями, умение строить гармоничные взаимоотношения.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект закладывается с раннего возраста и активно формируется в школьном периоде. Элементарные навыки его проявляются уже в детском саду, а школа становится ключевым местом для развития:

-умение налаживать отношения со сверстниками,

-успешное взаимодействие с педагогами.

В период средней школы ученик сталкивается с множеством психологических испытаний:

Переход из начальной в среднюю школу сопровождается стрессовыми ситуациями: новые учителя, сложные предметы и дисциплины, незнакомая среда. Ребенок оказывается перед необходимостью быстро адаптироваться к новым условиям под давлением ожиданий взрослых.

Период полового созревания (6-7 классы) – время радикальных перемен. Физиологические изменения сопровождаются мощными эмоциональными всплесками:

-усиливается восприимчивость к чувствам,

-возрастает импульсивность поведения.

В этом переходном возрасте подростки часто демонстрируют бурные реакции, упрямство и замкнутость. Эмоциональная нестабильность становится нормой, что требует особого внимания к психологическому развитию учеников.

Опасность отвержения

Вписываясь в масштабные социальные структуры – будь то школьный класс, лагерная группа или спортивное объединение – дети активно стремятся к конформизму, боясь стать исключением из общего «стада». Для подростков такого возраста наиболее страшным испытанием является навешивание ярлыка «не такой», что приводит к глубокому психологическому дискомфорту. Когда ребёнку начинают приписывать нелепые роли, издеваться или даже шутить над ним в неподобающей форме, его эмоциональная система даёт сбой: он закрывается от окружающего мира. Отсутствие поддержки и понимания может оставить глубокий след одиночества на долгие годы.

Роль взрослых

Осознавая особую уязвимость подростковых душ, родителям и педагогам необходимо проявлять максимальную тактичность в обращении с их внутренними переживаниями. В этот период особенно важна помощь в развитии эмоционального интеллекта – способности осознанно управлять своими чувствами и понимать чужие.

Эмоциональный капитал

Многие родители ставят во главу угла умственное развитие ребёнка, однако недооценивают значимость его эмоциональной сферы. Высокий уровень эмоционального интеллекта (EQ) делает детей более открытыми и чуткими к окружающим, способствует лучшему усвоению знаний, развитию критического мышления и рефлексии. Такие дети легче налаживают социальные связи, эффективно общаются с друзьями и коллегами в будущем.

Эмоциональный коэффициент против интеллекта

В научном мире эмоциональный интеллект обозначается как EQ – аналог IQ. Исследования показывают, что успех в жизни на 80% определяется именно уровнем EQ и лишь на 20% зависит от академических достижений (IQ). Примеры успешных учёных-отличников, не сумевших реализоваться вне стен учебного заведения из-за недостатка эмоциональной гибкости, подтверждают эту тенденцию.

Мы знаем примеры ярких, эрудированных студентов, от которых ожидали хороших результатов в школе, которые получили два или три диплома, но не смогли устроиться на

хорошую работу с достойной зарплатой. Мы также знаем примеры успешных предпринимателей и менеджеров, которые едва закончили школу. Очевидно, что в рабочем мире одного образования и интеллекта недостаточно. Чтобы добиться желаемого, необходимы коммуникативные навыки, умение налаживать связи, гибкость и способность правильно оценивать других людей. Это касается не только отношений с коллегами - люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом с большей вероятностью найдут свою вторую половинку и создадут крепкую семью. Качества, которые необходимо развивать Эмпатия и умение слушать - чтобы ребенок мог сопереживать другим. Внимательные и чуткие люди вызывают больше доверия, с ними легче и приятнее общаться. Признательность - люди, которые чувствуют благодарность и умеют ее выражать, нравятся другим. Самооценка - знание своих сильных и слабых сторон помогает детям поддерживать свою самооценку. Навыки работы в команде - недостаточно понимать, что чувствуют другие люди и как их слова и поступки влияют на них. Развитый эмоциональный интеллект позволяет им найти свое место в команде и взаимодействовать с другими для достижения общего результата. Умение выражать свои чувства - быть честным и проявлять различные эмоции (в том числе и негативные) иногда бывает страшно. Однако при развитом эмоциональном интеллекте можно преодолеть страхи, выбрать приемлемые и подходящие способы выражения эмоций и не испытывать стресс, вызванный накоплением сильных эмоций. Общаясь с людьми, которые умеют выражать свои эмоции, окружающие будут чувствовать себя спокойнее и вести себя более естественно. Как развить EQ у детей младшего школьного возраста С самого раннего детства родители читают детям книги, придумывают с ними сказки и истории. Дети могут представлять себе различные жизненные ситуации, а взрослые-наблюдать за тем, как дети ведут себя в таких ситуациях, и обсуждать различные варианты языка и поведения. Подросткам полезно вести личный дневник или создавать литературные тексты, чтобы лучше понять себя и свои чувства. С подростками также можно играть в игры. Родители произносят фразы в разных настроениях, а ребенок должен угадать, в каком настроении произносится фраза. Ребенок также может слушать музыку и обсуждать услышанное (какое настроение передает музыка, какие эмоции вызывает, как она меняется в начале и конце песни, что ребенок представляет себе, когда слышит музыку). Еще один отличный способ развить EQ, независимо от возраста, - обсуждать прочитанные книги, просмотренные фильмы или телесериалы, анализируя эмоции и мотивы героев.

Практика в школах развития

Если вы хотите доверить развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков вашего ребенка специалистам. Считается, что наиболее эффективно проводить занятия в игровом формате. Когда первоклассники занимаются в небольших группах, у них улучшается память, усидчивость, логическое мышление, творческие способности, умение долго удерживать внимание, мелкая моторика и речь. По словам родителей, в результате занятий их отношения с детьми улучшились, стали более близкими и теплыми.

Игры

Для развития эмоционального интеллекта эксперты советуют родителям и детям играть в совместные игры. Одна из таких игр, «Мириады», учит чувствительности, позволяя родителям и детям угадывать эмоции друг друга, подбирать ассоциативные ряды, делиться впечатлениями и воспоминаниями. В настольной игре «Эмоциональный интеллект» участники должны показать свои эмоции и угадать эмоции других игроков. Игра помогает им «прокачать» свой эмоциональный интеллект и научиться слушать и слышать. Существует также психологическая игра для взрослых и подростков под названием «Телепат». В ней каждый игрок может научиться читать мысли друг друга. Игра «Телепат» развивает социальный интеллект: помогает видеть невербальные сигналы, тренирует внимание и воображение, позволяет глубже понять внутренний мир других людей.

Книги

Чтобы эффективно развивать эмоциональный интеллект детей, родителям нужно начать с развития собственной эмоциональной грамотности. Повысить ее можно, обратившись к общенаучным книгам на эту тему. «Emotional Intelligence by Daniel Goleman» (МИФ, 2018) известного научного журналиста и психолога, который популяризировал термин «эмоциональный интеллект» во всем мире. В ней подробно рассказывается о том, что такое эмоциональный интеллект, какие структуры мозга за него отвечают и как он проявляется в повседневной жизни. Джон Готтман и Джоан Деклер, «Эмоциональный интеллект у детей: практическое руководство для родителей» (MYTH, 2018) Отличное руководство для родителей, которые хотят помочь своим детям научиться контролировать свои эмоции и чувства. Психолог Джон Готтман - один из самых известных в мире экспертов в области семейных отношений. В этой книге автор показывает, что дети с высоким эмоциональным интеллектом успешны, здоровы, хорошо общаются и хорошо учатся, и объясняет, как развивать эмоциональный интеллект своих детей. Отдельная глава посвящена роли отцов, которые «влияют на детей иначе, чем матери» и «вносят уникальный вклад в их благополучие». Джон Арден, «Укрощение миндалины и другие инструменты тренировки мозга» (MYTH, 2016) Эта книга поможет взрослым понять, как управлять своими эмоциями, мыслями, настроением, желаниями и привычками». Многие привычные эмоциональные реакции и модели поведения, которые мы считаем неотъемлемой частью своей личности, на самом деле являются нашими собственными воспоминаниями, хранящимися в имплицитной памяти, например в раннем детстве». Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость: учимся получать удовольствие от перемен, работы и жизни» (МИФ, 2017) По мнению психолога Сьюзан Дэвид, успех напрямую связан с умением управлять своим внутренним миром и взаимодействовать с эмоциями. Родители знакомятся с интересным понятием «эмоциональная гибкость» как способ управления своими эмоциями и чувствами. Читатели смогут узнать, как преодолевать сложные переживания и наслаждаться отношениями с другими людьми, не попадая в ловушку своих эмоций.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша» Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»»Актуальность методической разработки основана на указе президента Российской Федерации В. В. Путина.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование психологической зрелости учеников»
Опубликовано: 15 января 2025 в 13:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование психологической зрелости учеников»» (включая файлы) размещена пользователем Рыкова Дарья (УИ 3522567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД