Алла Валерьевна Лиховидова
Дидактическое пособие «Логозверушки» как метод коррекционной работы в группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Игровое пособие «Лого - зверушки» позволяет решить большинство этих задач. Данное пособие представлено в виде игрушек Лого-Заяц, Лого - Лягушка и Лого-Змейка.
Публикация «Дидактическое пособие „Логозверушки“ как метод коррекционной работы в группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2017
Лого-Заяц изготовлен из папье - маше и меховой ткани, специально сделан язык в виде мешочка, где педагог своей рукой показывает положение языка.
Лого-Лягушка связана крючком, из трикотажных нитей зеленого, красного и желтого цвета. У нее есть открывающийся рот и подвижный язычок – кармашек, в который вставляется рука, а также передние и задние лапы, глаза. Благодаря такому необычному языку, очень удобно показывать и объяснять положение язычка при выполнении таких артикуляционных упражнений, как, «Чашечка», «Трубочка» «Лопаточка» и так далее.
Данное дидактическое пособие является актуальным, т. к. детям, имеющим тяжелые нарушения речи очень трудно удержать внимание на задании, пробудить интерес к содержанию занятия.
Данное дидактическое пособие поможет сделать процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность, имеет преимущество более точного показа артикуляции звука по сравнению с показом артикуляции звука кистями рук или на собственном примере.
Цель данного пособия : создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата; отработка артикуляционных упражнений.
Дидактическое пособие может использоваться на индивидуальных занятиях учителя-логопеда, а так же воспитателями логопедических и общеобразовательных групп в индивидуальной работе по развитию артикуляционной моторики детей.
Лого-Змейка представляет собой игрушку, за основу взяты киндер-сюрпризы, обвязаны нитками красного, синего, зеленого цвета. Собирается по принципу «конструктора» на липучках в соответствии с заданными целями. В красных шариках, для обозначения гласных звуков, а также для обозначения звонкости согласных в зеленых и синих находятся различные наполнители: монетки, камешки, крупы. Верхние и нижние зубы игрушки сделаны из бусин.
Цель данного пособия :
1. Использование пособия «Лого-Змейка» в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может надеть её на руку. Другой рукой открыть, закрыть рот Змейки, потрогать зубы, язык; узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). 2. Во время проведения артикуляционной гимнастики Лого-Змейка, а также Лого-Заяц и Лого-Лягушка «предлагают» выполнить вместе с ними упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке. 3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков, ребенок с помощью логопеда моделирует и прикрепляет игрушке язык, придавая ему необходимый артикуляционный уклад. («Чашечка», «Желобок» и т. д). 4. Использование Лого-Змейки в различных играх помогает решить следующие задачи: - развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов; - развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации; - развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти. - развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра ««Угадай что звучит?» Цель: Развивать фонематическое восприятие и слух. Ход игры: Логопед предлагает детям рассмотреть шарики и запомнить, как они звучат, а затем угадать. Например: красный – звенит монетка, синий – гремит камушек, зеленый – шумит крупа и т. д.
Игра: «Собери змейку». Цель: Развитие зрительно – моторной координации. Стимуляция тактильных ощущений. Ход игры: Ребенку предлагается собрать змейку красного, зеленого или синего цвета. Можно усложнить задание, отгадыванием содержимого шариков (рис, косточки, монетка и др.).
Красные, синие и зеленые шарики используются на индивидуальных и фронтальных занятиях при формировании фонематического слуха, позволяют включить в работу слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный анализаторы, что позволяет быстрее и лучше усвоить характеристику изучаемого звука.
Игра: «Научи Лого-Зайца» Цель: Автоматизация изолированного звука. Ход игры: Логопед берет Лого-Зайца и просит ребенка научить его правильно произносить тот или иной слог. Ребенок выступает в роли учителя, Заяц – ученика.
Игра: «Веселая песенка» Цель: Развитие речевого дыхания и автоматизация звука в слогах. Ход игры: Предложить научить Лого-Зайца, Лого-Лягушку петь песенку с новым звуком, который ребенок недавно научился произносить. Игра: «Гусеница» Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах. Ход игры: Ребенок прикрепляет любые по цвету шарики, проговаривая слоговые ряды и слова, собирая гусеницу. При произнесении каждого слога или слова прикрепляется один шарик.
При обучении грамоте детям предлагается: - найти среди шариков, подходящий к данному звуку (букве); - собрать схему слога, схему слова, скрепляя шарики в цепочку; - найти лишний шарик в предложенной цепочке к слову; - придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т. д.
С помощью Лого-змейки происходит развитие мыслительных процессов, развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слова, а также происходит непроизвольный массаж пальцев рук, развитие мелкой моторики.
Использование новых игровых приемов с дидактическим пособием «Лого-зверушки» является своеобразным продолжением, закреплением и дополнением традиционных методик логопедического воздействия. Игрушки помогают не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, но и позволяют плавно регулировать поведенческие трудности детей, повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям.