Елена Чистикина
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Блажен, кто словом твердо правит
и держит мысль на привязи свою.
Пушкин А. С.
На сегодняшний день помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания многие логопеды используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.
Публикация «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность и перспективность опыта
Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с ребенком, страдающим нарушением речи можно вывести из патологического состояния. Поэтому поиск приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Если взять традиционный качественный урок по логопедии и проследить цепочку задач, то мы увидим, что помимо целей и задач, направленных на развитие речи и осуществление подготовки к обучению грамоте, стоят и такие как:
-уточнение, формирование и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;
- формирование и совершенствование фонематического восприятия, слуха, внимания;
-постановка и закрепление, правильное употребление звуков в слогах, слове, предложении, в чистоговорках… и далее в связной речи. На таком занятии способный учитель-логопед воплотит свои педагогические задумки и обязательно добьется выполнения поставленных целей и задач. Поиски новых путей повышения эффективности логопедической работы показали, что добиться более лучшего результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание процесса обучения.
Таковыми и явились логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Логоритмика- это прежде всего комплексная методика, включающая в себя и средства логопедического и музыкально- ритмического и физического воспитания, одно из средств оздоровления речи.
Актуальность заключается в том, что целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания;
-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
-развитие фонематического слуха;
-развитие пространственных организаций движений;
-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
-формирование и развитие кинестетических ощущений;
-воспитание выразительности и грации движений;
-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
-формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
-развитие физиологического и фонационного дыхания;
-развитие певческого диапазона голоса;
-развитие чувства ритма;
-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
-воспитание умения перевоплощаться;
-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
-воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Таким образом, логоритмика объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия, что позволяет учителю-логопеду идти в ногу со временем, а данной методике быть актуальной не только на сегодняшний день. Совершенствуясь, данная форма активной терапии имеет больший успех у педагогов- логопедов во многих д/садах.
Теоретическое обоснование опыта.
Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом Н. А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.
Почему логоритмика? Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх.
В основе методологии логоритмики лежит теория Г. А. Волковой. Автор определяет ее как форму активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.
Объект науки: структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Цель логоритмики : преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Основные понятия: движения, двигательные умения, психмоторное развитие, музыкальный ритм, действительные и воображаемые движения.
Волковой Г. А. выделены специфические принципы логоритмики :
• Принцип развития.
• Принцип всестороннего воздействия.
• Этиопатогенетический принцип.
• Принцип учёта симптоматики.
• Принцип комплексности.
В основу занятий положен метод фонетической ритмики.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Структуру логоритмических занятий отражают средства логоритмики :
• Ходьба и маршировка в различных направлениях.
• Упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
• Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
• Упражнения, активизирующие внимание.
• Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
• Упражнения для развития чувства музыкального темпа.
• Упражнения для развития чувства музыкального размера или метра.
• Ритмические упражнения.
• Пение.
• Упражнения в игре на музыкальных инструментах.
• Музыкальная самостоятельная деятельность.
• Игровая деятельность.
• Упражнения для развития творческой инициативы.
• Заключительные упражнения.
Содержание логоритмического воспитания определяется двумя звеньями:
• Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.
• Развитие речи и коррекцию речевых нарушений.
“Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные
образы из глины и высекает их из мрамора,
говорящий же человек “лепит” звук речи из особого
материала – из волн движущегося воздуха”
Ю. Фролов.
Как же сделать речь звучной, красивой и выразительной?
Установлено, что обучение с применением дифференцированных приемов логоритмической работы положительно сказывается на состоянии движений и речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит с целью нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения.
Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребенка.
Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.
Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением речи. Материал, используемый в занятиях, тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. На логоритмических занятиях выполняются артикуляционные упражнения и закрепляются все звуки речи.
Чтобы научиться быть “скульптором”, “лепить” звук из воздуха, необходима специальная подготовка. Необходимо овладеть техникой речи.
Техника речи:
Дыхание. Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной силой. В зависимости от того, какой звук образуется, с какой силой он должен прозвучать, определяется и нужное количество воздуха. Выделяют четыре качества речевого дыхания : глубина, высота, частота и близость. Они помогают выработать такие качества речи, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость и выразительность.
Голос. Для того, чтобы речь стала красивой, легкой, звучной, плавной, мелодичной, необходима ее специальная обработка. Надо развивать природный голос ребенка, научить его пользоваться, владеть им.
Интонационная выразительность речи зависит от умения правильно использовать технику речевого дыхания и голоса.
Таким образом, изучая содержание и структуру логоритмики, необходимо отметить, что в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, особое место занимает логопедическая ритмика, так как все её задачи отвечают целям преодоления речевых нарушений.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что
основной принцип построения всех видов работы на занятии— тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определенный ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации.
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. Последовательность коррекционной работы варьируются с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.
Существует много игр для развития дыхания.
-Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.
-Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.
-Нравится малышам пускать мыльные пузыри.
-Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гармошка. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент.
-Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и, затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т. д. Также можно пропевать междометия: «А! О! Ах! Ох! Ух! Ау!» и т. д.
Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и, вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.
Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом: «Мы поём громко, как слоник. Мы поём тихо, как мышка».
Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.
Под звучание бубна, погремушки и других различных музыкальных инструментов можно дать инструкцию ребё нку: «На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно». Опираясь на этот пример, можно давать всевозможные задания с движением и сменой темпа, силы звучания музыкальных инструментов.
В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти и проговаривать слова:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай — и на бочок.
Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.
Спал цветок
( исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками.)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)
Бабочка
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки.)
В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для губ и языка. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения.
Оказывается целенаправленная индивидуальная помощь, особенно тем детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками.
Например: Дикие животные (тема «Дикие животные готовятся к зиме».)
«Зайчик» : поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
«Сердитый волк» :нижнюю губу прикусить верхней губой.
«Ежик фыркает» :вибрация губ.
«Лосенок сосет молоко и чмокает» : всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье).
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики занимают особое место и проводятся под музыкальное сопровождение. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца -на сердце. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Развивая пальчики – развиваем речь.
Например: Длинные клювы (тема «Перелётные птицы»)
Упражнение можно выполнять с прищепками.
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
(ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.)
Лисята любят порезвиться
На траве повеселиться.
То в комок они свернуться,
То подпрыгнут, разогнуться.
Любят бегать по дорожке,
Разминать активно ножки.
Могут хвостиком вильнуть
И ушами шевельнуть.
(выполняются движения пальцами правой и левой руки соответственно каждой строке.)
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движение, потом текст, затем все вместе. Овладение данных упражнений детьми, разучивание стихотворений, песен с движениями проходит в игровой форме, ненавязчиво, по подражанию. Пальчиковые игры проводятся с мелкими предметами- палочками, мячами, прищепками, карандашами.
Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны педагогов осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.
Занятия не обходятся без пения. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. Детям очень нравится этот элемент занятия.
Коммуникативные игры и танцы- неотъемлимая часть занятий логоритмики. Большая их часть основана на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает ребятам радостные и положительные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, нормализует микроклимат в детском коллективе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать застенчивых, малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитывается то, чтобы их правила были доступны и понятны дошколятам. В коммуникативных играх и танцах не оценивается качество исполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце- игре.
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
При разработке любого логоритмического занятия должен учитываться главный принцип в работе - индивидуальный подход, учет возрастных, психофизических особенностей и степень речевых нарушений ребенка.
Результативность.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы в формировании речевой функции, в том числе задержки речевого развития, различные нарушения звукопроизношения и особенно детям, страдающим заиканием и др. Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный, благоприятный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических и других упражнений.
В результате использования данной методики (по анализам многих источников) к концу учебного у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Еще один плюс занятий это то, что они групповые, заметно как ребенок приобретает навыки общения и активного взаимодействия в детском коллективе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Картушина М. Ю. Логоритмческие занятия в детском саду для малышей [Текст] : методич. Пособие /под ред. О. Е. Громова, В. В. Дремова. - М. : Изд- во ТЦ Сфера,2004.- 59с.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)
[ Текст ] : Пособие для воспит. д. с/ под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е
изд. - во М. : Просвещение, 1981- 159с.
3. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. - 2- е изд., испр. - М. : Просвещение, 1998.- 159с. : ил.
4. Волкова Г. А. Принципы и методы коррекции нарушений речи [Текст] : СП6. : Изд-во «Образование», 1997 - 140 с.
5. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шахофской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998.- 680с.
6. Гавришёва Л. Б., Нищева Н. В. Логоритмические распевки [Текст] : СПб: Изд-во «Детство–пресс», 2007.-29с.
7. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст] : М. : Изд- во Просвещение, 1958.—274с.
8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст] : учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г, В. Чиркина. - М. : Просвещение,1989.- 223 с. : ил.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] : пособие для логопедов.
- М. : Гном — Пресс, Новая школа, 1998. - 136 с.