Лариса Солина
Самообразования. Тема: «Развития мелкой моторики детей младшего возраста через тестопластку»
▼ Скачать + Заказать документы
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Публикация «Самообразования, Тема: „Развития мелкой моторики детей младшего возраста через тестопластку“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению это уровень развития мелкой моторики. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического и двигательного опыта, развития навыков «ручной умелости».
При поступления ребенка в школу Развитие навыков «ручной умелости» способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного памяти,восприятия образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Как деятельность лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной отличительная чертой является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Создает детский коллектив. Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теса – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Программа самообразования"Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через тестопластику" основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональный отклик к миропониманию.
Цель:
развитие мелкой моторики, творческих способностей детей младшего возраста через тестопластику
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики.
Форма отчё тности:
• Подготовить выступление перед педагогами на педагогическом совете.
Обучающие:
-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.
-Учить основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие :
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится интерес к занятию тестопластикой.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
Овладеют приемами лепки из теста :
-отделять от большого куска небольшие комочки
-раскатывать комок теста прямыми движениями;
-раскатывать комок теста круговыми движениями;
-сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
-соединять концы;
-сплющивать между ладонями комок теста;
-соединять 2-3 знакомые формы;
Методы и приёмы, используемые при работе с детьми:
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный – изображаемый предмет лепят из отдельных частей.
Пластический – изделие выполняют из целого куска.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2. Словесный метод: беседа, рассказ; объяснение, пояснение; вопросы; словесная инструкция
3. Наглядный: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия) ; показ выполнения работы (частичный, полностью) ;
Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей : математикой; развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающем миром.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
Принцип системности: непрерывность, регулярность, планомерность воспитательно – образовательного процесса.
Принцип сознательности: ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
План работы по самообразования.
• Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме.
• Внедрение в работу с детьми.
• Проведение комплекса занятий лепкой - тестопластикой с целью развития мелкой моторики.
• Подготовка выступлений по итогам на педагогическом совете и родительском собрание.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.
3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст] : кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст] : кн. для педагогов дошкольного образования /
5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. : КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
6. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.
7. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.
8. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010.
9. Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст] : В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст] : кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М. :АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с.
10. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.