Светлана Халитова
Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников
Засучите рукава, упорно работайте и знайте,
что ваши усилия в конечном итоге окупятся,
если вы будете учиться и расти.
Стив Павлина
Актуальность
Воспитатель - центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех- детей, родителей, коллег. Его работа - одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребёнка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах.
Публикация «Самообразование „Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств, профессиональной компетентностью.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день пред воспитателями стоят следующие задачи:
- Переход от простого выполнения требований программы дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в разных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.
- Передача дошкольникам необходимой (целесообразной) для успешного развития информации.
- Обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений.
- Формирование умений ставить задачи и находить их решения, т. е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.
Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализация в профессии, является работа по самообразованию.
В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:
- Ребёнок мне ничего не должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным при этом сама являясь не посредственным «учеником»;
- Воспитатель - не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Ведь, если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала;
- Общение педагога и ребёнка должно быть доверительным, партнёрским, основанное на активном взаимодействии. Надо стремиться к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности;
- Высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей.
Приоритетное направление моей педагогической деятельности- совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.
Для решения этих задач я выбрала следующую тему по самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель: Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературу по данному вопросу;
2. Привлечь родителей к процессу исследования в повседневной жизни.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для опытно-экспериментальной деятельности.
4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
5. создать условия для подержания познавательной активности детей;
Предполагаемый результат: повышение профессионального уровня педагога и созданий условий для подержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования : индивидуальная
Форма отчета о проделанной работе: выступление на педагогических советах, работа с родителями, участие в МО,
План работы на 2020-2021 учебный год
Цель:
Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.
Была организована работа по 2-м направлениям:
1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:
- определение значимости для ребёнка;
- оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;
- педагогическое просвещение родителей.
2. Диагностика познавательно- экспериментальной деятельности детей
Цель: выявить уровень познавательно- экспериментальной деятельности детей.
Содержание работы Срок выполнения Результаты
1. Изучать теоретический материал по данной теме сентябрь Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования
2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. Сентябрь - Октябрь Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В течении года Оформлены:
- уголок природы с разнообразными комнатными растениями (декабрис, каланхой, примула).
-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:
*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
*природный материал (камешки, песок, семена)
*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
*прочие материалы (лупы, компас)
*домашний огород
*дидактический материал
4. Наметить основные формы работы октябрь *Занятия
*Самостоятельная деятельность детей
*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником
5. Составить перспективный план октябрь Имеется
6. Разработать конспекты ОД с элементами экспериментирования В течении года Конспекты ОД
7. Создать картотеку опытов и экспериментов В течении года Имеется.
8. Работа с воспитателями:
Консультации, буклеты по ОЭД В течении года Имеется