Папки-передвижки

Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО

Гюзель Кабирова
Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь. От взрослых, воспитывающих ребенка в детстве, в первую очередь зависит, как будет протекать развитие ребенка в подростковом возрасте.

В начале пути рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. В определенный период дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь ребенка окружают новые люди: взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют иную общность, чем его семья.

Публикация «Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО» размещена в разделах

В группе детского сада начинает формироваться образ ребенка через оценку его взрослыми и другими детьми.

Период перехода в новое социальное качество порождает определенные проблемы, одной из которых является адаптация ребенка к новым социальным условиям.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина, А. И. Мышкис).

Значительное внимание проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Большой вклад в изучение проблемы адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, А. А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.).

Вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.).

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский,

Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из важнейших задач является создание такой системы образования и воспитания детей, в основе которой лежит вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояние здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Большое внимание уделяется вопросам обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

[26, с. 3]

Поступление в ДОО – стресс для нормально развивающихся детей, ведь все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с изменением привычной обстановки и организации жизнедеятельности.

Хотя существуют и применяются различные конкретные рекомендации по прохождению ребенком раннего возраста периода адаптации к условиям ДОО, проблема адаптации остается актуальной, с точки зрения сохранения эмоционально – чувственного благополучия и полноценного развития детей раннего возраста, с учетом особенностей индивидуального развития.

Таким образом, проблема – как обеспечить успешную адаптацию детей раннего возраста? – обусловила выбор темы исследования «Организация игровой деятельности детей раннего возраста как одно из средств успешной адаптации к условиям дошкольной образовательной организации»

Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.

Предмет исследования: возможности игры, как одного из средств успешной адаптации детей раннего возраста.

Цель: теоретически обосновать и определить возможности организации игровой деятельности в процессе адаптации детей раннего возраста.

Задачи:

1. Изучить проблему адаптации.

2. Определить особенности детей раннего возраста.

3. Познакомиться с формами и способами адаптации детей раннего возраста.

4. Определить роль игры в адаптации детей раннего возраста.

5. Изучить методику организации игр с детьми раннего возраста.

6. Подобрать игры, облегчающие процесс адаптации детей раннего возраста.

Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Практическая значимость исследования заключается в подборке игр для воспитателей групп раннего возраста в адаптационный период.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, проектировочной части, заключения, библиографического списка, включающего 26 наименований. Работа включает 5 таблиц.

Глава 1. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации

1.1. Психологические особенности детей раннего возраста

Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Развитие предметной деятельности происходит по нескольким направлениям. Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески» : правильно есть ложкой и пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр.

Становление предметной деятельности связано с изменением характера общения ребенка со взрослым. Взрослый становится для малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» разных предметов и игрушек, как это было в младенческом возрасте, но и образцом действий с ними. Его роль уже не сводится к прямой помощи или демонстрации предметов, теперь у ребенка появляется потребность в сотрудничестве со взрослым. В таком сотрудничестве взрослый является партнером, участником общего дела, поэтому на центральное место среди всех мотивов общения для ребенка выдвигается деловой мотив. Малыш проявляет огромный интерес к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действиям и вовлекать в свои занятия. Деловые качества взрослого выступают для ребенка на первый план. Поэтому такое общение получило название ситуативно-делового (М. И. Лисина).

В ходе ситуативно-делового общения ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях и, главное – возможность овладения новыми, культурными способами действий с предметами. Взрослый разъясняет ребенку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.

Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения взрослый выполняет несколько функций:

• выступает как партнер и помощник в совместной деятельности;

• дает образцы для подражания;

• действует как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки для возникновения новой его формы – внеситуативно-познавательного общения. Эта форма общения зарождается к концу раннего возраста, в период, когда ребенок овладевает активной речью, начинает задавать взрослым вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное в книжках.

Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию : показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игры и игрушки, созданные для детей раннего возраста.

Второй линией развития предметной деятельности является формирование наглядно-действенного мышления. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, или нанизывая колечки на стержень пирамидки, ребёнок не только действует, но и думает, учится учитывать свойства разных предметов и ориентироваться на них, строит их образы. В таких соотносящих действиях происходит формирование внутреннего плана и образного мышления. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

Третьей важнейшей линией развития предметной деятельности является становление познавательной активности, которая проявляется в любознательности и самостоятельности ребёнка. Строя дом из кубиков, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан сюрприз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи, а игры с песком и водой - открывают огромный простор для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и пр. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Оно даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления.

Четвёртым важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребё нка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Модель организации совместной и самостоятельной деятельности детей в период адаптации представлено в (Приложении 1).

Целостная предметная деятельность, которая должна сложиться у ребенка к концу третьего года жизни, включает в себя 3 важнейших компонента:

1)Умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тот результат, который еще только предстоит получить на практике;

2)Умение подбирать такие способы действия, которые выстроены в логике представленной цели и могут привести к получению нужного результата.

3)Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом (соответствует ли он поставленной цели).

У детей от двух до трех лет при условии правильно организованного ситуативно-делового общения все эти три компонента предметной деятельности постепенно складываются [1, с. 35-37].

В раннем возрасте игровые действия дифференцируются от собственно предметных. Для ребенка второго года жизни игрушка еще не представляет собой предмета, специально для него предназначенного и изображающего «взрослые» предметы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств [1, c. 50].

По уровню развития общения детей можно разделить на три группы:

1 группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и плаксивость.

2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.

3 группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно.

При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми). Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе (Приложение 2).

Итак, важнейшими психологическими особенностями детей раннего возраста, которые мы должны знать и учитывать в своей педагогической практике, являются следующие:

1) Маленький ребёнок – это деятель и эффективная организация предметно – пространственной среды с позиции её насыщенности и правильной организации является важным педагогическим условием его «хорошего» психологического самочувствия.

2) Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.

3) Общение со взрослым является для него необходимым условием, оно носит ситуативно – деловой характер.

4) Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Психологическая готовность ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию - один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

1.2 Виды адаптации детей раннего возраста

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

У любого ребенка изменение условий жизни, привыкание к новой среде и приспособления к ее условиям, вызывает стресс, напряжение. Данное напряжение проявляется, главным образом, на психоэмоциональном и физиологическом уровне ребенка. При поступлении в ДОО у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. Ребёнок испытывает страх от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что родители забудут и не придут вечером, чтобы забрать домой. Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

Положительные эмоции: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их возвещает о завершении у ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

Сон, если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Аппетит у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета [15].

Существует ряд показателей, информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу [17]. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОО :

• поведенческие реакции;

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

На физиологическом уровне основными показателями привыкания к детскому саду являются состояние здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОО являются :

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

-наличие у ребенка своеобразных привычек,

-неумение занять себя игрушкой,

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Факторы, влияющие на адаптацию это :

- возраст ребенка;

- состояние здоровья;

- уровень развития;

- характеристика нервной системы;

- умение общаться с взрослыми и сверстниками;

- сформированность предметной и игровой деятельности;

- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны : эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

Влияет на адаптацию и тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Педагогическая поддержка в развитии предпосылок к игровой деятельности у детей раннего возраста» В начале своей работы я ставила следующие задачи: • Подобрать доступные произведения устного народного творчества с учетом возрастных особенностей.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Консультация для воспитателей. Подобрала материал для легкой адаптации детей в детском саду Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Консультация для воспитателей «Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ» Адаптация - это привыкание ребенка к новым условиям детского сада. Для того, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо.

Методические рекомендации для педагогов «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила.

Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО. Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада «Детский сад без слёз» (1 слайд) Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада Разработали:.

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Первые шаги в детский сад» Составитель: Нарсеева Наталья Ивановна воспитатель МАДОУ №17. Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный Тип проекта: Информационно.

Создание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗСоздание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗ Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 16:46
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Гюзель Кабирова (УИ 461466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД