Рамиля Елгушова
Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования музыкального руководителя Елгушовой Рамили Рифатовны
на 2022-2023 учебный год
Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры
на детских музыкальных инструментах»
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей».
Публикация «Самообразование „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Цель педагогической работы: Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи (по самообразованию) :
• Повысить профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.
• Изучить теоретический материал и передовые технологии по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
• Отбор необходимого материала из дошкольных методик.
• Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.
• Разработать и изготовить музыкально – дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма у детей.
• Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Задачи (по работе с детьми) :
• Развивать чувство ритма
• Тренировать внутренний слух
• Учить выделять сильную долю такта
• Способствовать развитию познавательного интереса
• Побуждать ребенка использовать ДМИ в самостоятельной деятельности.
Задачи (по взаимодействию с семьями воспитанников) :
• способствовать развитию заинтересованности и вовлечению родителей воспитанников в проводимой работе.
Объект исследования – процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:
- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения, тематические занятия);
II блок – основной (занятия по обучению игре на ДМИ);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
• Изучить нормативно – правовые документы, методическую литературу, интернет-ресурсы.
• Провести педагогическую диагностику на начало учебного года.
• Разработать перспективный план работы с детьми.
• Разработать план по взаимодействию с семьями воспитанников.
• Разработать план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
• Разработать картотеки по данной теме.
• Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному воспитанию.
2. Основной этап:
• Внедрить в практику перспективный план работы с детьми, план по взаимодействию с родителями воспитанников, план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
3. Заключительный этап:
• Провести повторный педагогический мониториг.
• Проанализировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений, необходимых для развития чувства ритма.
• Определить дальнейшие перспективы в работе.
Подбор материала с опорой на принципы:
• Принцип системности - систематическое проведение образовательной деятельности в течение всего учебного процесса.
• Принцип последовательности - подача материала производится постепенно, без перегрузки, с нарастающим объёмом информации.
• Принцип доступности - изложение материала излагается в игровой форме.
• Принцип индивидуального подхода – подача материала основана на внимательном изучении причин отставания каждого ребенка. Если у ребенка присутствует или проявляется явление негативизма к своей работе, необходимо вмешательство взрослого, как партнёра.
• Принцип деятельности – заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает не готовые знания, а добывает их сам.
Методы и приемы обучения:
1. Словесный метод – рассказ, беседа.
Приемы: объяснение, пояснения, рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными
инструментами, словесные дидактические игры, инструкция, вопросы к детям.
2. Наглядный метод – демонстрация наглядных пособий, моделей.
Приемы: показ способов действий, показ образца.
3. Игровой метод – музыкально-дидактическая игра.
Приемы: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок, выполнение музыкальным
руководителем игровых действий.
4. Практический – упражнения.
Приемы: создание условий для игры на ДМИ
Формы работы:
• Проведение мониторинга в начале учебного года.
• Изучение методической литературы.
• Использование ресурсов.
• Разработка сценариев праздников, развлечений, досугов.
• Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
• Разработка картотек.
• Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.
• Мастер-класс для воспитателей и других педагогов.
• Индивидуальные консультация для воспитателей и семей воспитанников.
• Информационный материал на стендах групп для семей воспитанников и на сайте ДОУ.
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
1. Проведение консультации для педагогов ДОУ:
• «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду»
• «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»
• «Презентация для воспитателей и семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».
3. Консультация для семей воспитанников:
• «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ»
• «Изготовление шумовых инструментов своими руками»
4. Участие во Всероссийских интернет-конкурсах педагогического мастерства.
Предполагаемый результат:
Чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
План работы на 2022-2023 уч. год
Сроки Формы работы Практический выход
Сентябрь 2022 – Май 2023
Методическая работа в течение года
Диагностика чувства ритма, с использованием игры на Д. М. И.
Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов.
Прохождение онлайн-курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов дистанционно (на платформе Zoom).
Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей.
Разработка и создание музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников.
Подготовка и апробация игровых и тематических занятий с использованием ИКТ.
Использование на занятиях и в индивидуальной работе музыкальных и шумовых инструментов.
Использование интернет-ресурсов для работы с дошкольниками.
Подбор музыкальных произведений для оркестра.
Оформление картотек: «Картотека игр на развитие чувства ритма.
Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Карты с результатами мониторинга.
Систематическое применение опыта на групповых и индивидуальных занятиях
Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.
Повышение теоретического, научно-методического уровня
Музыкально –дидактические игры
Сентябрь 2022 С детьми: Мониторинг.
Карты с результатами
С семьями воспитанников: Анкетирование для семей воспитанников. Консультация «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на д. м. и. Консультации для родителей на стендах ДОУ, индивидуальные беседы.
Октябрь
С детьми: Подготовка к осеннему празднику, с использованием игры на д. м. и. Осенний праздник
С семьями воспитанников: Консультация для законных представителей «Этот чудесный ритм» Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм»
Ноябрь С детьми: Развиваем чувство ритма детей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.
С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях».
Оформление информации для семей воспитанников.
Декабрь С детьми: Подготовка к новогоднему празднику с применением ДМИ.
Новогодний праздник.
Мастер – класс для воспитателей: «Музыкально – дидактические и ритмические игры, их использование вне музыкальных занятий.
Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей.
С семьями воспитанников: «Презентация для семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».
Презентация для семей воспитанников.
Январь 2022
С детьми: Систематическое использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях, утренниках.
С семьями воспитанников: «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ».
Информация на стенде.
Февраль С детьми: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, досугов. Игра на д. м. и. в самостоятельной деятельности и на занятиях.
С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов дома».
Оформление
информации для родителей.
Март С детьми: Развитие чувства ритма в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах.
С семьями воспитанников: Конкурс для родителей и детей «Лучший шумовой инструмент своими руками».
Выставка самодельных шумовых инструментов.
Апрель С детьми: Подготовка к концерту внутри ДОУ «Мы -артисты».
Концерт
С семьями воспитанников: Выставка музыкально – дидактических игр и пособий, направленных на развитие чувства ритма.
Выставка музыкально – дидактических игр и пособий
Май 2022 С детьми: Подготовка к выставке рисунков музыкальных инструментов. Выставка рисунков «Музыкальные инструменты».
Диагностика. Обобщение результатов работы по теме. Карты с результатами. Отчет по самообразованию.
Список используемой литературы
• М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".
• Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей : Учеб. пособие. - СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
• А. И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб. : ЛОИРО, 2000.
• Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М. : Владос, 2001.
• Метлов Н. А. Музыка – детям. - М., 1985.
• Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н. А. Ветлугиной/ - М., 1989.
• Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.
• Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб. : «Музыкальная палитра», 2007.
• Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
• Т. Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
• Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.
• Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.
• Журнал «Музыкальный руководитель».
• Журнал «Музыкальная палитра».