Анна Костюченко
Проект по экспериментальной деятельности в средней группе «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экспериментальной деятельности
в средней группе
«Нам интересно всё знать!»
Воспитатель:
Костюченко Анна Николаевна
с. Приозерское
2021год
Педагогический проект на тему «Нам интересно всё знать!»
Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта : дети средней группы №10 родители, педагоги.
Срок реализации проекта : 1 год.
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности в средней группе „Хочу все знать“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Актуальность:Для современного этапа развития системы образования
характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания
детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к
личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в
процессе воспитания и всестороннего развития детей, является
экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением
открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать
стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для
исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня
дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей,
приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого
ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать
связи между свойствами объекта и возможностямиего преобразования, тем
самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной
деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают
социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным
условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию
таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность,
ответственность, инициативность, настойчивость.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности,
обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает
речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское
экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с
наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого
эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы
и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и
развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при
формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при
подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого
доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опытов постоянно
возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и
размеры, производить иные операции. Все это придает математическим
представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же
время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Цель проекта : Расширение представлений детей об окружающем мире
через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Задачи:
1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести
предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям
поверхности.
4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть
природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов;
понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с
понятием «отражение».
5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить
формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих
предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать
умственные способности.
8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами
экспериментирования и использования результатов проведенных опытов;
совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Предполагаемый результат:
1. Дети знают назначение органов чувств.
2. Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита,
предметов.
3. Дети классифицируют камни по указанным признакам.
4. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется
тень, солнечные зайчики.
5. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
6. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
7. У детей пополнился словарный запас.
8. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
9. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена
необходимыми материалами и оборудованием.
10. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают
посильную помощь в реализации проекта.
Подготовка к реализации проекта :
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность
данной темы. 3. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты
для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный
материал, художественную литературу по теме.
4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов.
6. Составить перспективный план проведения экспериментов.
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы
по ознакомлению с окружающим миром».
2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».
3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и
ледовые игрушки своими руками».
4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».
5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних
условиях».
6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».
7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.
8. Подбор материалов, предметов для коллекций.
9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в
экспериментальной деятельности».
10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»
Оснащение детской лаборатории
Основное оборудование и материалы
1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы
(на 1, 2, 3, 5 минут, разнообразные магниты, бинокль. 2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного
объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и
мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа
орехов, листья, веточки, пух.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные,
пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов
шоколадных конфет.
5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные
красители.
6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.
7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки,
плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый, таз.
8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная
мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и
водой.
Методическая литература
1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2011.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. :
ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
Выполнение проекта
Месяц Темы игр - экспериментирований Задача игры - экспериментирования
Октябрь 1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.
2. Почему все звучит?
3. Прозрачная вода.
4. Вода принимает форму.
1. Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении.
2. Подвести детей к пониманию причин возникновения звука:
колебание предмета.
3. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется,
имеет вес).
4. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она
налита.
Ноябрь
1. Какие предметы могут плавать?
2. Делаем мыльные пузыри.
3. Подушка из пены.
4. Воздух повсюду.
1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том,
что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.
2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных
пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться,
образует плёночку.
3. Развить у детей представление о плавучести предметов в
мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а
от его тяжести).
4. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить
его свойство – невидимость. Декабрь 1. Воздух работает.
2. Каждому камешку свой домик.
3. Свет повсюду.
1. Дать детям представления о том, что воздух может двигать
предметы (парусные суда, воздушные шары).
2. Классифицировать камни по форме, размеру, цвету,
особенностям поверхности; показать детям возможность
использования камней в игровых целях.
3. Показать значение света, объяснить, что источники света
могут быть природные и искусственные.
Январь 1. Свет и тень.
2. Замерзшая вода, тающий лед.
3. Разноцветные шарики.
1. Познакомить с образованием тени от предметов, установить
сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
2. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит
из воды.
3. Получить путем смешивания основных цветов новые
оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Февраль 1. Таинственные картинки.
2. Все увидим, все узнаем.
3. Водяная мельница.
1. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет,
если посмотреть на них через цветные стекла.
2. Познакомить с прибором- помощником – лупой и ее
назначением.
3. Дать представление о том, что вода может приводить в
движение другие предметы. Март 1. Звенящая вода.
2. «Угадайка!»
3. Ловись, рыбка, и мала, и велика.
4. Фокусы с магнитами.
1. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на
издаваемый звук.
2. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит
от материала.
3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые
предметы.
4. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.
Апрель 1. Что растворяется в воде?
2. Солнечные зайчики.
3. Что отражается в зеркале?
1. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде
различных веществ.
2. Понять причину возникновения солнечных зайчиков,
научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет
зеркалом).
3. Познакомить детей с понятием «отражение», найти
предметы, способные отражать.
Май 1. Волшебное сито.
2. Цветной песок.
3. Игры с песком.
1. Познакомить детей со способом отделения камешков от
песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать
самостоятельность.
2. Познакомить детей со способом изготовления цветного
песка (перемешав его с цветным мелом); научить
пользоваться теркой.
3. Закрепить представления детей о свойствах песка,
развивать любознательность, наблюдательность,
активизировать речь детей, развивать конструктивные умения.