Сафарова Самира
Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Публикация «Самообразование по теме „Развитие мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста;
2. Улучшить общую двигательную активность
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
5. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
6. Развитие умения производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.
7. Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
8. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
План самообразования.
№ п/п
Содержание работы
Сроки реализации.
1
Изучение методической литературы.
Сентябрь,
на протяжении года
2
Изучение статей из интернета.
Сентябрь,
на протяжении года
3
Изучение инновационных нетрадиционных технологий (криотерапия, иглотерапия, пуговичная терапия, массаж Су-Джок)
На протяжении года
4
Разрабатывание анкет и консультаций для родителей.
На протяжении года
Работа с детьми.
1
Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассаж с шариками Су — Джок.
Сентябрь — май.
2
«Сложи фигурки из палочек», "Сложи пазлы», «Мозаика», «Шнуровки».
Октябрь
3
Изучаем графические диктанты, лабиринтами, дорисовки, штриховки,
рисование по трафаретам.
Ноябрь
4
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования.
Декабрь
5
Конструирование. Лего.
Январь
6
Изготовление поделок из бумаги. Оригами.
Февраль
7
Игра с крупами, орехами, бусиками, песком, прищепками, спичками, камешками Марблс, рисование на песке и манке.
Март
8
Лепка из пластилина и глины.
Апрель
9
Ориентировка в пространстве листа, аппликации, закрепляем умение вырезать.
Май
Работа с родителями.
1
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
сентябрь
2
Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».
октябрь
3
Консультации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»,
ноябрь
4
Рекомендации родителям «Как использовать подручные материалы для развития мелкой моторики»
декабрь
5
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
январь
6
Анкетирование «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека».
февраль
7
Консультация «Развитие графомоторных навыков».
март
8
Консультация «Методы и приемы нетрадиционного рисования»
апрель
9
Фотоотчет «Вот так мы умеем рисовать»
май
Самореализация.
1
Изучение литературы по данной теме.
На протяжении года.
2
Подготовка консультаций и рекомендаций.
Сентябрь — декабрь, март — апрель.
3
Изготовление картотек по пальчиковым играм, дидактических игр.
На протяжении года
4
Отчет о реализации темы самообразования на педсовете.
май
Методическая литература.
1). Бычкова, Е. Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики / Е. Н. Бычкова, Е. В. Перминова. - М. : Литера, 2013. - 643 c.
2). Дмитриева, В. Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики / В. Г. Дмитриева. - М. : Астрель, 2011. - 342 c.
3). Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. ФГОС / С. Б. Горбушина. - М. : Детство-Пресс, 2016. - 228 c.
4). Интернет ресурсы.