Наталья Пименова
Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Одоевская средняя общеобразовательная школа им. В. Д. Успенского» структурное подразделение детский сад «Колосок»
301446, Тульская область, Одоевский район, Одоев, ул. К. Маркса, д. 150
Тел. 8(487 36) 4-11-97 E-mail: kolosok.odoev@tularegion.org
Самообразование
по теме:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников
через дидактические игры»
младшая группа
Публикация «Самообразование по теме „Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Выполнила: воспитатель
Пименова Наталья Николаевна
2019 год
Введение:
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В Непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дид. игры во второй половине дня);
Родительское собрание с показом пальчиковых игр;
Работа с родителями – консультации и беседы.
Методы и приёмы работы: (объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка», «Прищепки».
Этапы проработки материала:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб. : КОРОНА-ВекГод: 2007
ТКАЧЕНКО Т. А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М. : ЭКСМО, 2007.
Османова Г. А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
Османова Г. А. : Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.
Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2 ЭТАП — внедрение в практику
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:
Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму
3 ЭТАП — Обобщающий. Диагностика, представление опыта работы по теме
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей и на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».
Предполагаемый результат:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
План работы
по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у дошкольников
через дидактические игры»
Утверждаю:
Заведующая с/п д/с «Колосок»
___ Лесновская Н. В
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Сентябрь
В течение года
Ежедневно Проведение диагностического исследования (первичное).
Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д.)
Повышение своего уровня знаний, профессионального.
Обогащение развивающей среды.
Самомассаж (по книге Г. А Османова Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики) Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Октябрь
Д/и. : «Прищепки»
Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», «Пальчики, здравствуйте!» Развивать мелкую моторику рук, координацию и точность движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности. Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Д/и. : «Шнуровка»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; пространственное ориентирование. способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения
Ноябрь
Составление плана по самообразованию.
Оформление картотеки пальчиковых игр.
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Выявить степень осведомленности воспитателей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.
Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»
«Деревья» «Корни» Урепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Создание разнообразного «Пальчикового театра» Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Развитие мелкой моторики рук с использование пальчикового театра
Декабрь
Создание картотеки игр с массажными мячиками. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга, движения пальцев рук.
Заучивание пальчиковых игр: «Снежок, «Дедушка Мороз»
Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Январь
Консультация для воспитателей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Повысить компетентность воспитателей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
Настольная игра «Мозаика».
Развивать координацию движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам
Февраль
Создание пособия родителями: «Бизиборд»
«Тактильные дощечки»
"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок и др. Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Март
Родительское собрание: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи» "Пальчиковые шаги".
Создание пособия для игры (использовать книгу Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики») Выставка для родителей и педагогов «Дидактические игры на развитие мелкой моторики дошкольников»
Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» Развивать моторику руки, выполняя имитационные
движения в сопровождении стихотворного текста
Апрель
Открытый показ: Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром) Выставка для педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников
Д/И - "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка»,»Рыбка» Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук
Май
Диагностика уровня развития мелкой моторики.
Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.
Отчет по теме самообразования.
Оформление работы в полном варианте.
Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.