Приложение МААМ

Самообразование «Пересказывание, как средство развития речи у дошкольников». Старшая группа

Лидия Олеговна Багдалова
Самообразование «Пересказывание, как средство развития речи у дошкольников». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы

«Пересказывание как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы моего самообразования «Пересказывание, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» для меня важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Темочки:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи.

Пересказывание – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по теме «Пересказывание, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Показать значимость пересказывания литературных произведений в развитии речи детей.

Задачи самообразования :

- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по теме: «Пересказывание, как средство развития речи детей»

-Подобрать и изучить литературные произведения для пересказывания детьми;

-Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса у детей посредством пересказывания.

-развивать монологическую форму речи;

- Повысить компетентность родителей в значимости пересказывания прочитанных литературных произведений.

- Расширять и активизировать словарный запас детей.

- Учить детей связно, последовательно, с соблюдением и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. ,

Методы и приемы работы с детьми:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- пересказывание маленьких сказок, рассказов;

- совместный пересказ воспитателя и ребенка;

- индивидуальный пересказ;

- пересказ по частям (логически завершенные отрывки);

- пересказ по готовому плану;

- пересказ по ролям (в лицах);

- игровые приемы ( н-р: пересказ, сидя у макета телевизора)

План занятия по пересказу :

1. Первичное чтение

2. Беседа по вопросам

3. Повторное чтение

4. Пересказ

Предполагаемый результат:

Научить детей уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Этапы самообразования

1. Изучение нормативно-правовой и научно-методической литературы.

Время работы с материалами Название. Автор Источник (сайт; издательство, год издания)

Сентябрь Муза Михайловна Алексеева, Валентина Ивановна Яшина. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» Учебное пособие, в котором изложены основные теоретические положения по представленным вопросам и методические положения.

Москва ACADEMA 2000

Октябрь «Развитие речи детей дошкольного возраста» (Методика пересказывания литературных произведений)

Лебедева Л. В Козина И В «Конспекты занятий по обучению детей пересказу. Старшая группа» Под ред Ф. А. Сохина

Москва «Просвещение»

Москва 2008г

Ноябрь Наталья Анатольевна Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников».

Нищева Н. В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа.» 2009. Издательство: Академия

Детство-Пресс 2011

Декабрь Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».

М. ,1994

Январь

Февраль Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007

Март Любовь Владимировна Ворошнина «Развитие речи и общения детей дошкольного возраста Пермское книжное издательство 2005

Апрель О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет». Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М. : Вентана-Граф, 2008г.

Май А. М. Бородич «Методика развития речи детей

1. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

2. Представление опыта работы по теме.

Месяц Подбор и изучение нормативной и

научно-методической литературы. Разработка методологического

аппарата исследования. Формирование опыта по теме.

Внедрение в практику. Представление опыта работы по теме.

Сентябрь

М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -Подбор и изучение литературы по теме.

-Подбор дидактических игр и упражнений,

-Подбор художественных произведений и иллюстраций к ним.

Привлечь родителей для пополнения Сказками, рассказами библиотеки группы. -Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Развитие речи детей дошкольного возраста (Методика пересказывания литературных произведений) Под ред Ф. А. Сохина

Москва «Просвещение»

- Лебедева Л. В Козина И. В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу. Старшая группа»М.»2008г

Прочтение сказки «Лиса и рак»

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Пересказ

Д/И «Дополни предложение» Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказать сказку без помощи воспитателя Консультация для родителей «Пересказывание как средство развития речи детей»

Ноябрь

-Н. А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников» 2009. Издательство: Академия

-Нищева Н. В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа.» Детство-Пресс 2011 Пересказ рассказа Н. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал»

Д/И «Дополни предложение» Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Консультация для воспитателей «Методика обучения детей пересказу»

Декабрь

О. С Ушакова «Занятия по развитию речи детей в детском саду».

М. ,1994 -Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Петушок»

-Подбор предметных картинок к рассказу.

игра-драматизация

-Д/И «Где начало рассказа» Формировать навыки пересказа достаточно большого по обьему текста с наглядной опорой в виде графических схем Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования.

Январь

Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» : Игры, упражнения, конспекты занятий. –

М. : ТЦ Сфера, 2007

-Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный Колобок»

-Выстраивание сюжетных картинок к произведению.

-Д/И «Найди картинке место» Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя. Распространение опыта по теме самообразования на интернет сайтах (конспект НОД по развитию речи пересказывание рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»)

Февраль

Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» : Игры, упражнения, конспекты занятий. –

М. : ТЦ Сфера, 2007

-Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

-Д/И «Исправь ошибку»

-Частичный пересказ во время беседы Учить детей пересказывать сказку без помощи вопросов, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Оформление папки передвижки «Для чего нужен пересказ литературного произведения»

Март

Л. В. Ворошнина «Развитие речи и общения детей дошкольного возраста» -Пересказ в. Сутеева «Кораблик»

-Д/И «Какая картинка не нужна»

-Драматизация сказки Учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки. Выступление на родительском собрании «Для чего нужно ребенку уметь пересказывать сказки,рассказы»

Апрель

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет». .Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М. : Вентана-Граф, 2008г. -Пересказ сказки К. Железновой «История о бездомном щенке, который нашел себе хозяйку» инсценировка текста с использованием игрушек

-Д/И «Какая картинка не нужна Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно, совершенствовать навык пересказа.

Май

А. М. Бородич «Методика развития речи детей» Диагностика уровня развития речи.

Анализ работы по теме самообразования

Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

III. Оценочный этап.

Диагностика уровня развития речи

.

Форма отчетности.

Участие в методической работе МДОУ «Детский сад №62»

Дата Тема Форма участия

Март

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Открытое занятие

Апрель Пересказ как средство развития речи дошкольников Выступление на пед совете о проделанной работе

Публикации по теме:

Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа Методическая разработка на тему: «Использование моделирования и мнемотехники как средства для развития связной речи и памяти дошкольников».

Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики рук дошкольников (средняя группа) Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук дошкольников». Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей,.

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра,.

Пескография как средство развития речи дошкольников В условиях обновления содержания дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного подхода к организации развивающей.

Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Мастер - класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Воспитатель: Шайдурова Елена Борисовна, МБДОУ детский сад «Звёздочка».

Мастер класс, Загадка как средство развития речи дошкольников’’ 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. - В одной древней китайской пословице.

Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли.

Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников. Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей. (Каждый раздел с использованием.

Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников» Опыт работы «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ» Воспитатель МДОУ д/с № 13: I квалификационной категории Мозговая.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Пересказывание, как средство развития речи у дошкольников». Старшая группа
Опубликовано: 3 ноября 2017 в 19:53
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Пересказывание, как средство развития речи у дошкольников». Старшая группа» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Олеговна Багдалова (УИ 1027822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД