Майя Музланова
Пескография как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях обновления содержания дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного подхода к организации развивающей среды, поиска новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями, учитывающих специфику и особенности их развития.
Публикация «Пескография как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2017
Находят применение методики, способствующие более эффективному восприятию материала детьми дошкольного возраста, гармоничному развитию и саморазвитию детей с ОВЗ.
В последние годы искусство рисования на песке приобретает все большую популярность не только среди взрослых, но и у детей.
Пескография (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.
Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок (соль, кофе). Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др.
Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми. Бесспорно преимущество пескографии над традиционными средствами обучения и развития дошкольников с ОВЗ.
Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.
Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.
Представлена система работы по применению пескографии как наглядно-практического метода обучения. Разработан, апробирован и внедрён в практику работы специальный комплекс игр, практических приёмов и упражнений с использованием техники пескографии.
Ресурсы пескографии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать педагог в целях оптимизации, обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования произвольной деятельности и развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.
Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.
Развитие мелкой моторики.
Эта часть представляется наиболее очевидной и приятной. Дети 2-й младшей и средней группы только учатся обращению с песком. Здесь следует первоначально действовать «рука в руке».В ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Это:
-действия с песком : сжать его в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев,; то же, с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; перетирать песок между ладонями; и т. д.
-отыскать в песочнице предметы;
-определенный предмет;
-предметы с определенными характеристиками (гладкие-шершавые, большие-маленькие)
-еще на этапе ознакомления с песком, да и в дальнейшем, неименной популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка : прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем. Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, а амбидекстрам- наиболее удобной. В любом случае после пользования ведущей рукой те же движения выполняются другой рукой. Это безусловно, будет способствовать развитию межполушарных связей.
Можно предложить детям рисование на песке.
-Дорожка, заборчик, дождик, лесенка, следы, волны, или змейки.
Работа с контурами и шаблонами.
-обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. В песочнице можно проводить закрепление образа букв через печатание их на песке. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения.
Здесь же обращается внимание детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке таких ребят к школе пока не много, а вот в песочнице, не отягощенной линованными линиями, вполне можно проводить эту работу, подбирая для ребенка удобную позу.
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки.
В результате использования пескографии значительно быстрее и разнообразнее проходят процессы автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формирование навыков звукобуквенного анализа, развитие связной речи, дети легко заучивают стихи, чистоговорки, составляют рассказы, что в свою очередь влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Эффективность применения пескографии зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать возможности средств, учитывать возрастные особенности детей, включать личностно-ориентированный подход к развитию каждого ребенка.
Практика использования ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности и познавательную активность дошкольников с ОВЗ.
Песочная анимация стимулирует ускоренное развитие и образно – логического мышления, и речи ребенка. Дети, занимающиеся рисованием на песке, гораздо более стрессоустойчивы, поскольку песок помогает эмоционально нестабильным дошкольникам с ОВЗ избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение.
Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние, успешной подготовки к школе, развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции, развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решает задачи формирования социального опыта у дошкольников, развития творческой самостоятельной личности.
Я начала использовать песочные столы в своей работе два года назад, когда мои дети были в старшей группе. Песок очень помогает детям сосредоточиться на поставленной задаче. Особенно детям нравится работать с песком на индивидуальных занятиях. Где мы пересыпаем песок, рисуем различные предметы, дождик - автоматизируя поставленные звуки. А в подготовительной группе закрепляли элементы по обучению грамоте- рисовали контуры букв или слогов.
В эпоху тотального чувственного дефицита, в том числе и тактильного, получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить опыт, прикладывая к этому усилия- эмоциональные, волевые, когнитивные.
Уважаемые коллеги- хороших занятий!