Виктория Каргина
Самообразование по теме «Дидактические игры как способ развития речи у детей в младших группах» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
16. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
17. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
18. Тихеева Е. И. Развитие речи детей.
https://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml
19. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) Содержит подборку различных развивающих игр.
Темочки:
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
20. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. —— 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
21. Иные источники в сети Интернет
Раздел плана Теоретический (Чтение, конспектирование (Ч/К)
(Ч/К) Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Представлены материалы по организации самообразования для педагогов ДОУ.
Выделены основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения:
- ознакомление с новыми нормативными документами дошкольного образования;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ, педагогических и информационно-компьютерных технологий;
- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- повышение общекультурного уровня;
- интересы и хобби, обогащающие педагогическое мастерство
(Ч/К) Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г. а страницах издания представлена примерная тематика и разнообразные сценарии сюжетно-ролевых, театрализованных и дидактических игр, а также рекомендации по организации наблюдений и целевых прогулок, главная задача которых – развивать у детей любознательность. Пример дидактической игры "Что растет на огороде" из раздела "Ребенок и окружающий мир" книги "Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Н. Ф. Губанова. ФГОС".
(Ч/К) Швайко Г. С. ’Игры и игровые упражнения для развития речи’ Автор : Швайко Г. С. Под ред. В. В. Гербовой. В книге представлены дидактические игры и упражнения на ознакомление с окружающим, обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста. Большую часть игр и упражнений воспитатель может использовать как на занятиях по развитию речи, так и вне их с целью закрепления программного материала.
(Ч/К) Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"Является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Содержит требования к образовательному процессу, закрепляет основные направления, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое (развитие мелкой моторики, социально-психологическое, физическое направление (спортивные мероприятия, игры).
(Ч/К) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Закрепляет понятие дошкольного образования, порядок предоставления, основных гарантий, стандартов, и т. д. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Ч/К)
Методические рекомендации по организации игровой деятельности в ДОУ
https://infourok.ru/konspekt-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-rechi-1932567.html
https://open-lesson.net/1690/
https://moluch.ru/archive/181/43253/
(Ч/К) Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М: Школьная Пресса. 2013г Данная программа актуальна для работы с дошкольниками тем, что помогает создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки, в том числе навыки учебной деятельности. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Новизна программы обусловлена тем, что развитие речи идет через развитие мелкой моторики рук в процессе творческой деятельности. Следовательно, овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями будет являться стержнем формирования социальной компетентности ребёнка.
При создании данной программы за основу взята программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Внесены изменения и дополнения на основе пособий О. С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников», Т. С. Комаровой.
(Ч/К). О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др. ; даются примерные конспекты занятий.
(Ч/К) Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г. Книга освещает многолетний опыт работы лаборатории игры г. Вологда. В ней представлена система педагогического взаимодействия с ребенком, направленная на эффективное развитие игровой деятельности с целью формирования разносторонней творческой личности дошкольника средствами игры и развивающей предметно-игровой среды.
(Ч/К) Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с. https://pedlib.ru/Books/1/0043/1_0043-2.shtml
Первая часть книги («Игры, упражнения, коммуникативные ситуации») посвящена тому, как педагог в дошкольном учреждении должен строить общение с детьми, чтобы у них развивалось речетворчество. В ней главное внимание уделено языковым играм и поисковой деятельности детей в сфере грамматики как той области языка, которая в наибольшей степени допускает индивидуальное творчество.
Проблеме речетворчества на уровне текста и межличностного взаимодействия посвящена вторая часть книги («Развитие диалогического общения»). В ней основное внимание уделено диалогу.
Уже на четвертом году жизни важнейшим условием (средством) полноценного формирования грамматического строя языка дошкольника становится обучение связной речи и рассказыванию, которое опирается на игровой опыт детей и разворачивается в форме сотворчества педагога и ребенка (подвижных игр, совместного творчества).
(Ч/К) Тихеева Е. И. Развитие речи детей. https://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml
Книга посвящена основным этапам формирования речи у ребенка, факторов влияющих на это развитие и т. д.
(Ч/К) Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) Содержит подборку различных развивающих игр.
(Ч/К) Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. —— 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
https://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml Книга во много похожа на издание других авторов. Содержит основные здачи в развитии речи, рекомендации по воспитание звуковой культуры речи у детей разного возраста.
(Ч/К) Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. —— 3-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с. (https://pedlib.ru/Books/6/0114) В основе данной программе лежит многолетнее исследование. В основе комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
(Ч/К) Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
Раздел 2. Основной этап. Практическое исследование. (с___201__г. по ___201_г.).
Работа с детьми:
Формы и методы работы с детьми:
Игры детей происходят в центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В физическом направлении развития детей для них существует зона двигательной активности для занятия подвижной игровой деятельностью. Для социально-личностного направления развития детей - центры сюжетно-ролевых игр. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для художественно-эстетического развития детей есть центр творчества (зона лепки, рисования).
Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.
В центре искусства дети лепят, рисуют. В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок).
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры (живой уголок). Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения (матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик).
Работа организуется по двум направлениям:
-проводятся игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
-побуждать детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:
-наглядность;
-сюжет;
-слово.
Все игры детей развиваются под руководством воспитателя, он знакомит их с окружающей жизнью, обогащает их впечатлениями, оказывает помощь в организации и проведении игр.
Работа с родителями:
Папка-передвижка: «Дидактические игры» (в течении ___период___).
Различные виды анкетирования, консультации. Проведение мероприятий направленных на развитие совместного досуга родителей с детьми, развитие речи и т. д. (мероприятия приуроченные к различным датам, конкурс стихов и т. д.)
Выставка рисунков на различную тематику.
Недели игр.
Буклеты для родителей: игры на внимание, развитие речи и т. д.
Взаимодействие с воспитателями.
Посещение МО, изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников.
Получение консультаций у воспитателей с большим опытом работы.
Повышение квалификации на курсах.
Изучение научной, научно-популярной, методической литературы по теме.
Раздел плана Практический Проектирование, дополнение рабочей программы
Интеграция деятельности со специалистами ДОУ Перспективно –тематический план по всем видам деятельности с воспитанниками
Перспективный план работы с родителями на ___гг.
Работа с родителями Консультации для родителей: «Дидактические игры как средство развитие речи детей младшего возраста»
«Речевое развитие детей до 3-х лет» «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей»
Участие в методической работе ДОУ. разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры)
Распространение опыта в сетевом взаимодействии. Публикации.
Создание картотеки дидактических игр (как направленных на развитие речи, внимания, взаимодействия и т. д.) 1. Картотека дидактических игр по развитию речи
2. Картотека пальчиковых игр
Пополнение атрибутами центров для игр: центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества и так далее. Дидактические игры :
«Ёжик учим цвета»
«Ассоциации»
Подготовка материалов способствующих лучшему усвоению материала и повышающему уровень подготовки (пособия и т. д.) А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991г. Москва Просвещение.
2. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей»1976г Москва Просвещение»
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Составление конспектов занятий, развлечений по теме «Дидактические игры». Занятие: Кто назовёт одежду?» Помидоры, апельсины это наши витамины. Игры по Русским народным сказкам. Подведение итогов Отчёт по проделанной работе по плану самообразования
Раздел 3 Заключительный. Подведение итогов.
Публикации.
Создание картотеки дидактических игр (как направленных на развитие речи, внимания, взаимодействия и т. д.)
Пополнение атрибутами центров для игр: центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества и так далее.
Составление конспектов занятий, развлечений по теме «Дидактические игры».
Подготовка материалов способствующих лучшему усвоению материала и повышающему уровень подготовки (пособия и т. д.)
Отчёт по проделанной работе по плану самообразования (с_16___08___2021__г. по _01___09___2021_г.).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Раздел 1. Организационно-ознакомительный этап. Теоретическое исследование
Изучение теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества путем изучения необходимой научной, научно-популярной, методической, литературы. Изучение опыта работы коллег по данному направлению на различных специализированных сайтах в сети Интернет. Изучение влияния подвижных игры на развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми. Изучение влияния подвижных игры на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Изучение эффективности использования подвижных игр в формировании связной речи у детей. Изучение особенностей организации игровых моментов в группе. с__01___10___2020__г. по _13___01___2021_г.
Сбор наиболее интересного опыта работы, анализ и выбор оптимальных форм работы для использования в своей практической деятельности
___гг.
Раздел 2. Основной этап. Практическое исследование.
Работа с детьми, родителями, воспитателями, источниками.
Применение приобретенных знаний, навыков и умений в практической деятельности в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с_18___01___2021_г. по 16___08___2021_г.
Перспективно-тематический план работы с детьми, организация деятельности с использованием полученных знаний.
Подготовка материала к подведению итогов исследования.
Раздел 3 Заключительный. Подведение итогов.
Обобщение опыта самообразования, анализ достижений с_16. 08___2021_г. по 01___09___2021_г. Представление опыта по теме : «Дидактические игры как способ развития речи у детей в младших группах».
Результат:
Проводимая мною работа покажет, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников.
Анализ результатов работы покажет, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной мною серии игр и упражнений в работе покажет эффективный результат по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи.
Применение разнообразных дидактических игр по развитию связной речи, насыщенность их игровыми обучающими ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывало огромный интерес у детей, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность, повышало мотивацию к обучению.
При создании мною постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей. В результате моей работы по данной теме у детей :
1. Повысится уровень речевой деятельности детей.
2. Обогатится и расширится словарный запас детей.
3. Сформируется способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Начнется совершенствоваться звуковая культура речи детей
Вывод:Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.
Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.