Папки-передвижки

Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»

костина оксана валерьевна
Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 для детей раннего возраста

Колпинского района Санкт-Петербурга

Самообразование :

«Пальчиковые игры, как средство развития речи

у детей раннего возраста».

Воспитатель

1 кв. категории:

Костина О. В

2019г

«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

Цель: Формировать у детей основы речевой моторики, используя пальчиковые игры.

Публикация «Самообразование „Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Задачи для детей :

сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

Задачи для педагога:

Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в раннем возрасте.

Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей с года до двух;

Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

Задачи для родителей:

создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Актуальность:

Работая в яслях и общаясь, с детьми от года до двух лет, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Ожидаемый результат:

развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры;

формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

интеллектуальное развитие детей;

пополнение предметной развивающей среды;

обогащение родительского опыта в воспитании детей.

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

Содержание работы Сроки Формы отчётности Отметки о

выполнении

1. Выбор и определение темы

Сентябрь

2. Планирование по теме самообразования

Октябрь План

3. Подбор и

изучение методической литературы по теме: «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

Октябрь-Ноябрь Оформление списка литературы

4. Разработка и проведение диагностики на начало и конец года;

Начало года

(ноябрь)2018г

Конец года

(май) 2019г подбор стимульного материала для выявления уровня развития мелкой и общей моторики у детей раннего возраста

5. Изучение опыта работы педагогов в интернете. знакомство с исследованиями отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева, специалисты института физиологии детей и подростков АПН.

В течение года

Подбор материала

6. изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста

Ноябрь-Декабрь Подбор методического материала

7. Пополнение

РППС группы В течение года Самоанализ РППС по темам

8. Подготовка консультаций для родителей, В течение года Подбор консультаций для родителей по теме самообразования

9. обобщение опыта работы по теме самообразования;

выступление с сообщением на педсовете Май Презентация по данной теме.

Диагностика развития мелкой моторики рук с детьми от 1,5 до 2 лет.

Дата проведения: Группа: «Колобок»

Воспитатели: Костина О. В

Цель: Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка и группы в целом.

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка развитие ловкости пальцев;

(пальчиковые игры)

развитие ритмичности движений;

(нанизывание бусин на ниточку)

развитие силы кисти и выносливости пальцев;

(застегивание и расстегивание пуговиц)

Ф. И РЕБЕНКА НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ

Садриева К. 1г4м 1 1 0

Морозова Л 1г6м 1 1 0

Зуев Р. 1г4м 1 1 0

Мартынов И 1г7м 1 1 0

Патрикеева С. 1г11м 1 1 0

Исянбаев Т. 1г5м 1 1 0

Щерба М 1г4м 1 1 0

Флейшман Я 1г4м 1 1 0

Анисимова Е 1г5м 1 1 0

Самойлов А 1г10м 1 1 0

Голубовский С 1г7м 1 1 0

Тимофеев Д 1г4м 1 1 0

Павлюченко М 1г6м 1 1 0

Шпак М 1г10 1 1 0

Густавов Я 1г9м 1 1 0

Виноградов Д

Фалева К

Нестеров Д

Фролов М

Козырьков Л

Колотушкин Р

Кочеткова М

Условные обозначения:

«2» - Сформирован в достаточной мере, ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.

«1» - Сформирован в недостаточной мере, ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.

«0» - Не сформирован, ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка).

Список литературы

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.

Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2008. – 256 с.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.

Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Исханова С. В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения

Феникс, 20142. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.

-Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] :

Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. :

ООО «Гном-пресс», 20004.

Мальцева И. В. «Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095.

Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль:

Академия развития, 2010.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.

Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.

Интернет ресурсы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 для детей раннего возраста

Колпинского района Санкт-Петербурга

Самообразование :

«Пальчиковые игры, как средство развития речи

у детей раннего возраста».

Воспитатель

1 кв. категории:

Костина О. В

2019г

«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

Цель: Формировать у детей основы речевой моторики, используя пальчиковые игры.

Задачи для детей :

сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

Задачи для педагога:

Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в раннем возрасте.

Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей с года до двух;

Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

Задачи для родителей:

создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Актуальность:

Работая в яслях и общаясь, с детьми от года до двух лет, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Ожидаемый результат:

развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры;

формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

интеллектуальное развитие детей;

пополнение предметной развивающей среды;

обогащение родительского опыта в воспитании детей.

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

Содержание работы Сроки Формы отчётности Отметки о

выполнении

1. Выбор и определение темы

Сентябрь

2. Планирование по теме самообразования

Октябрь План

3. Подбор и

изучение методической литературы по теме: «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

Октябрь-Ноябрь Оформление списка литературы

4. Разработка и проведение диагностики на начало и конец года;

Начало года

(ноябрь)2018г

Конец года

(май) 2019г подбор стимульного материала для выявления уровня развития мелкой и общей моторики у детей раннего возраста

5. Изучение опыта работы педагогов в интернете. знакомство с исследованиями отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева, специалисты института физиологии детей и подростков АПН.

В течение года

Подбор материала

6. изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста

Ноябрь-Декабрь Подбор методического материала

7. Пополнение

РППС группы В течение года Самоанализ РППС по темам

8. Подготовка консультаций для родителей, В течение года Подбор консультаций для родителей по теме самообразования

9. обобщение опыта работы по теме самообразования;

выступление с сообщением на педсовете Май Презентация по данной теме.

Диагностика развития мелкой моторики рук с детьми от 1,5 до 2 лет.

Дата проведения: Группа: «Колобок»

Воспитатели: Костина О. В

Цель: Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка и группы в целом.

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка развитие ловкости пальцев;

(пальчиковые игры)

развитие ритмичности движений;

(нанизывание бусин на ниточку)

развитие силы кисти и выносливости пальцев;

(застегивание и расстегивание пуговиц)

Ф. И РЕБЕНКА НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ

Садриева К. 1г4м 1 1 0

Морозова Л 1г6м 1 1 0

Зуев Р. 1г4м 1 1 0

Мартынов И 1г7м 1 1 0

Патрикеева С. 1г11м 1 1 0

Исянбаев Т. 1г5м 1 1 0

Щерба М 1г4м 1 1 0

Флейшман Я 1г4м 1 1 0

Анисимова Е 1г5м 1 1 0

Самойлов А 1г10м 1 1 0

Голубовский С 1г7м 1 1 0

Тимофеев Д 1г4м 1 1 0

Павлюченко М 1г6м 1 1 0

Шпак М 1г10 1 1 0

Густавов Я 1г9м 1 1 0

Виноградов Д

Фалева К

Нестеров Д

Фролов М

Козырьков Л

Колотушкин Р

Кочеткова М

Условные обозначения:

«2» - Сформирован в достаточной мере, ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.

«1» - Сформирован в недостаточной мере, ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.

«0» - Не сформирован, ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка).

Список литературы

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.

Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2008. – 256 с.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.

Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Исханова С. В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения

Феникс, 20142. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.

-Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] :

Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. :

ООО «Гном-пресс», 20004.

Мальцева И. В. «Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095.

Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль:

Академия развития, 2010.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.

Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.

Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

«Пальчиковые игры как средство развития речи малыша». Самообразование Актуальность: Мелкая моторика- это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям, необходимо её всячески развивать,.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста В сентябре 2018 года мы взяли младшую группу. Деткам исполнилось только по три года. Выбрали для себя вместе с Натальей Алексеевной тему.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Система работы по использованию пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста (опыт работы) «Истоки способностей.

Проект «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» . Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи для педагога: подготовить.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольника Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольника Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребёнка к школе, обращают.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста Шаралапова Марина Вячеславовна Воспитатель второй младшей группы. Родительское собрание на тему: «Пальчиковые игры как средство развития.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» В прошлом учебном году 2018-2019 мы приняли.

Важнейшее средство развития речи — пальчиковые игры Пальчиковые игры влияют на тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют тёплые взаимоотношения. Пальчиковые игры со словами, песенками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 12:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем костина оксана валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД