костина оксана валерьевна
Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 для детей раннего возраста
Колпинского района Санкт-Петербурга
Самообразование :
«Пальчиковые игры, как средство развития речи
у детей раннего возраста».
Воспитатель
1 кв. категории:
Костина О. В
2019г
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»
Цель: Формировать у детей основы речевой моторики, используя пальчиковые игры.
Публикация «Самообразование „Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи для детей :
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Задачи для педагога:
Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в раннем возрасте.
Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей с года до двух;
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
Задачи для родителей:
создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Актуальность:
Работая в яслях и общаясь, с детьми от года до двух лет, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».
Ожидаемый результат:
развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры;
формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
интеллектуальное развитие детей;
пополнение предметной развивающей среды;
обогащение родительского опыта в воспитании детей.
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
Содержание работы Сроки Формы отчётности Отметки о
выполнении
1. Выбор и определение темы
Сентябрь
2. Планирование по теме самообразования
Октябрь План
3. Подбор и
изучение методической литературы по теме: «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»
Октябрь-Ноябрь Оформление списка литературы
4. Разработка и проведение диагностики на начало и конец года;
Начало года
(ноябрь)2018г
Конец года
(май) 2019г подбор стимульного материала для выявления уровня развития мелкой и общей моторики у детей раннего возраста
5. Изучение опыта работы педагогов в интернете. знакомство с исследованиями отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева, специалисты института физиологии детей и подростков АПН.
В течение года
Подбор материала
6. изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста
Ноябрь-Декабрь Подбор методического материала
7. Пополнение
РППС группы В течение года Самоанализ РППС по темам
8. Подготовка консультаций для родителей, В течение года Подбор консультаций для родителей по теме самообразования
9. обобщение опыта работы по теме самообразования;
выступление с сообщением на педсовете Май Презентация по данной теме.
Диагностика развития мелкой моторики рук с детьми от 1,5 до 2 лет.
Дата проведения: Группа: «Колобок»
Воспитатели: Костина О. В
Цель: Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка и группы в целом.
Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка развитие ловкости пальцев;
(пальчиковые игры)
развитие ритмичности движений;
(нанизывание бусин на ниточку)
развитие силы кисти и выносливости пальцев;
(застегивание и расстегивание пуговиц)
Ф. И РЕБЕНКА НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ
Садриева К. 1г4м 1 1 0
Морозова Л 1г6м 1 1 0
Зуев Р. 1г4м 1 1 0
Мартынов И 1г7м 1 1 0
Патрикеева С. 1г11м 1 1 0
Исянбаев Т. 1г5м 1 1 0
Щерба М 1г4м 1 1 0
Флейшман Я 1г4м 1 1 0
Анисимова Е 1г5м 1 1 0
Самойлов А 1г10м 1 1 0
Голубовский С 1г7м 1 1 0
Тимофеев Д 1г4м 1 1 0
Павлюченко М 1г6м 1 1 0
Шпак М 1г10 1 1 0
Густавов Я 1г9м 1 1 0
Виноградов Д
Фалева К
Нестеров Д
Фролов М
Козырьков Л
Колотушкин Р
Кочеткова М
Условные обозначения:
«2» - Сформирован в достаточной мере, ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
«1» - Сформирован в недостаточной мере, ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
«0» - Не сформирован, ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка).
Список литературы
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2008. – 256 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.
Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
Кольцова М. М «Развитие моторики»
Елена Данилова «Пальчиковые игры»
Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Исханова С. В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения
Феникс, 20142. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
-Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] :
Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. :
ООО «Гном-пресс», 20004.
Мальцева И. В. «Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095.
Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль:
Академия развития, 2010.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.
Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
Интернет ресурсы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 для детей раннего возраста
Колпинского района Санкт-Петербурга
Самообразование :
«Пальчиковые игры, как средство развития речи
у детей раннего возраста».
Воспитатель
1 кв. категории:
Костина О. В
2019г
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»
Цель: Формировать у детей основы речевой моторики, используя пальчиковые игры.
Задачи для детей :
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Задачи для педагога:
Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в раннем возрасте.
Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей с года до двух;
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
Задачи для родителей:
создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Актуальность:
Работая в яслях и общаясь, с детьми от года до двух лет, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».
Ожидаемый результат:
развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры;
формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
интеллектуальное развитие детей;
пополнение предметной развивающей среды;
обогащение родительского опыта в воспитании детей.
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
Содержание работы Сроки Формы отчётности Отметки о
выполнении
1. Выбор и определение темы
Сентябрь
2. Планирование по теме самообразования
Октябрь План
3. Подбор и
изучение методической литературы по теме: «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»
Октябрь-Ноябрь Оформление списка литературы
4. Разработка и проведение диагностики на начало и конец года;
Начало года
(ноябрь)2018г
Конец года
(май) 2019г подбор стимульного материала для выявления уровня развития мелкой и общей моторики у детей раннего возраста
5. Изучение опыта работы педагогов в интернете. знакомство с исследованиями отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева, специалисты института физиологии детей и подростков АПН.
В течение года
Подбор материала
6. изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста
Ноябрь-Декабрь Подбор методического материала
7. Пополнение
РППС группы В течение года Самоанализ РППС по темам
8. Подготовка консультаций для родителей, В течение года Подбор консультаций для родителей по теме самообразования
9. обобщение опыта работы по теме самообразования;
выступление с сообщением на педсовете Май Презентация по данной теме.
Диагностика развития мелкой моторики рук с детьми от 1,5 до 2 лет.
Дата проведения: Группа: «Колобок»
Воспитатели: Костина О. В
Цель: Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка и группы в целом.
Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка развитие ловкости пальцев;
(пальчиковые игры)
развитие ритмичности движений;
(нанизывание бусин на ниточку)
развитие силы кисти и выносливости пальцев;
(застегивание и расстегивание пуговиц)
Ф. И РЕБЕНКА НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ
Садриева К. 1г4м 1 1 0
Морозова Л 1г6м 1 1 0
Зуев Р. 1г4м 1 1 0
Мартынов И 1г7м 1 1 0
Патрикеева С. 1г11м 1 1 0
Исянбаев Т. 1г5м 1 1 0
Щерба М 1г4м 1 1 0
Флейшман Я 1г4м 1 1 0
Анисимова Е 1г5м 1 1 0
Самойлов А 1г10м 1 1 0
Голубовский С 1г7м 1 1 0
Тимофеев Д 1г4м 1 1 0
Павлюченко М 1г6м 1 1 0
Шпак М 1г10 1 1 0
Густавов Я 1г9м 1 1 0
Виноградов Д
Фалева К
Нестеров Д
Фролов М
Козырьков Л
Колотушкин Р
Кочеткова М
Условные обозначения:
«2» - Сформирован в достаточной мере, ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
«1» - Сформирован в недостаточной мере, ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
«0» - Не сформирован, ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка).
Список литературы
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2008. – 256 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.
Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
Кольцова М. М «Развитие моторики»
Елена Данилова «Пальчиковые игры»
Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Исханова С. В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения
Феникс, 20142. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
-Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] :
Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. :
ООО «Гном-пресс», 20004.
Мальцева И. В. «Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095.
Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль:
Академия развития, 2010.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.
Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
Интернет ресурсы