Ирина Рябцева
План самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования Рябцевой И. И.
на тему:
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности» (в том числе игры- для развития мелкой моторики руки, работа с пластилином, через технику друдлы)
2017г.
Тема самообразования.
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности» (в том числе игры- для развития мелкой моторики руки, работа с пластилином, через технику друдлы)
Публикация «План самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ц- Создать условия для развития и совершенствования речевого развития.
Задачи:
1. Улучшить моторику. координацию движений кистей, пальцев рук детей.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастики.
3. Развивать внимание, воображение и творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования и через технику – друдлы.
4. Совершенствовать предметно- пространственную развивающую среду.
Сроки проекта: долгосрочный (2017– 2020 гг.)
Формы работы :
1. Изучение литературы по теме:
О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики –развиваем речь»Санкт –Петербург
2013г.
О. И. Крупенчук «Стихи для развития речи» Санкт –Петербург 2014 г.
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста» Москва 2009г.
Т. Ю. Бардышева «Расскажи стихи руками» Москва 2014г
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб. Детство ПРЕСС 2013Г.
Изучение литературы по теме «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»-интернет сайт.
-пальчиковая гимнастика
-использование не стандартного счетного материал
-лепка из пластилина с использованием природного материала: семян арбуза,дыни,гороха фасоли, камешков
- Использования нетрадиционных техник рисования
-Аппликация методом обрывания кусочков бумаги
-Расстегивание и застегивание пуговиц
-Игры с персонажами пальчикового театра
-Развивающие игры
-Мозаика
-Пазлы
- Игры с прищепками
- Конструктор-крупный
-Деревянный конструктор
-Подобрать карточки с рисунками по технике –друдлы.
-Составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик (по лексическим темам)
- Подготовить консультации для родителей и педагогов :
«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»
«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»
На начало 2017- 2018 года учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды.
Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано материала на использование пальчиковых игр:
- собран природный материал: шишки, бобы, горох и многое другое;
- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;
- раскраски, трафареты- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы, конструктор)-работа в дальнейшем будет усложняться и пополнятся новыми атрибутами
- информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
2018-2019
Пополнить уголки развивающими играми
Играми с персонажами пальчикового театра
Дополнить уголок -пазлами, более мелкого размера
Продолжать использовать нетрадиционную технику рисования
Продолжить с детьми работу по технике-друдлы (подобрать материал по теме).
Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
• Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
• развивают мелкую моторику;
• развивают внимание;
• развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему пред-стоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки.
Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.
Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.
Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быст-рую смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение
Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком и водой, фольклорные пальчиковые игры, физкультминутки.
Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.
Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Чем полезна техника друдлы?
- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
- развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки. –(подобрать материал по этой теме).