Наталья Бурцева
План самообразования учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования учителя-дефектолога - Бурцевой Натальи Валерьевны
на 2017-2018 учебный год.
Тема самообразования:
«Формирование и развитие элементов логического мышления
детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
посредством дидактических игр и упражнений»[/b]
Цель - повышение профессиональной компетентности в области теоретического изучения и практического внедрения дидактической игры, как практического метода организации и осуществления коррекционно-развивающей деятельности, направленной на формирование и развитие мыслительных операций детей с тяжелыми нарушениями речи.
Публикация «План самообразования учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи:
2017-2018 учебный год
• Изучить научную и методическую литературу по выбранной теме.
• Подобрать диагностические методики изучения уровня развития логических операцийу детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
• На основе отобранных диагностических методик разработать систему мониторинга, позволяющего оценить эффективность применения дидактических игр как метода формирования и развития операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
• Ознакомиться с различными вариантами дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления, проанализировать их методические аспекты и отобрать игры, подходящие для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
• Начать разработку и создание картотек дидактических игр, направленных на формирование и развитие операций логического мышления старших дошкольников с особыми образовательными потребностями, а также необходимого для их проведения дидактического и материального обеспечения.
• Начать практическое внедрение отобранных дидактических игр в свою систематическую непосредственно образовательную и коррекционно-развивающую деятельность.
2018 – 2019 учебный год
• Продолжить пополнение и систематизацию картотек с играми и упражнениями, направленными на развитие компонентов логического мышления детей старшего дошкольного возраста, их материально-техническое обеспечение.
• Составить календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,с учетом отобранных дидактических игр и упражнений.
• Начать практическое внедрение отобранных дидактических игр в свою систематическую непосредственно-образовательную и коррекционно-развивающую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
• В начале учебного года провести первичную диагностику уровня развития логического мышления у детей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
• Отслеживать эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, опираясь на результаты проводимого в последующем мониторинга.
• При наличии положительных результатов проведенной коррекционно-развивающей работы представить свой педагогический опыт коллегам в виде публикации тезисов, выступления на практических конференциях или методических объединениях.
Актуальность
Главная задача, стоящая перед педагогическим коллективом, работающем на группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи - обеспечение комплексного коррекционно-развивающего воздействия, направленного на коррекцию нарушений индивидуального психофизического развития ребенка, учитывая структуру дефекта – это коррекция и развитие всех структурных компонентов речи. Комплексность же данного воздействия обеспечивается взаимодействием всех специалистов, действующих в рамках своей профессиональной компетентности.
Известно, что в структуре любого речевого расстройства в той или иной пропорции сочетаются речевая симптоматика (фонетические, грамматические, лексические, фонематические, просодические нарушения) и неречевая симптоматика (нарушения моторики, познавательных, эмоционально-волевых процессов, типичные способы реагирования и личностные особенности в условияхдефекта). Поэтому одной из важнейших задач моей профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога состоит в формировании полноценной психологической базы речи.
Дошкольники с нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Согласно современным научным представлениям нарушение речевого развития у детей представляет одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неязыковых функций и процессов.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций детей с общим недоразвитием речи (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, показывает своеобразие их развития.
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их мышления. У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации.
Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают операциями логического мышления: анализом, синтезом, сравнением, классификацией, причинно-следственной связью, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Вышеописанные специфические особенности формирования мыслительных операций без специального педагогического воздействия не компенсируются, а лишь усугубляются с течением времени, что в последующем вызывает значительные затруднения на этапе начала школьного обучения. Поэтому ранняя коррекционно-развивающая работа в направлении формирования и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи необходима для создания полноценной психологической базы речи, профилактики возникновения вторичных нарушений в структуре дефекта и для формирования интеллектуального компонента готовности к обучению.