Евгения Ростокина
План самообразования «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни» на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 160»
План самообразования
воспитателя подготовительной группы № 11
Ростокиной Евгении Сергеевны
«Приобщение детей к культуре
здорового образа жизни»
на 2018-2019 учебный год
г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
Публикация «План самообразования „Приобщение детей к культуре здорового образа жизни“ на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни : тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цели:
-расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
-формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
-формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
-формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
-формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
-формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Задачи:
-охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
-формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
-воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
-развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др., приобщать детей к спорту;
-способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Участники:
1. воспитатели;
2. родители;
3. медработник.
Предполагаемый результат:
1. Овладение детьми навыками ЗОЖ;
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
3. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
4. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
месяц содержание и задачи форма проведения
Сентябрь
«Питание и здоровье»
Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами (лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).
Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов.
Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т. д. ;
Познакомить с витаминами, их значением.
Диагностика направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ.
1. Беседа: овощи и фрукты- полезные продукты.
2. Советы доктора
Здоровая Пища.
3. Пальчиковые игры.
4. Подвижная игра «Огуречек-огуречек».
5. Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»,
«Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка»,
«Угадай витамин»,
«Назови полезный продукт», Витаминное угощение.
6. Русская народная сказка «Репка».
7. Чтение стихотворений
«Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин»
8. Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др.
9. Занятие
«Растения вокруг нас. Овощи».
10. Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке»,
«Узнай на вкус»,
«Наполни баночку витаминами».
11. Анкетирование родителей
Октябрь
Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.
Ознакомить с правилами питания.
Продолжать знакомить с полезными продуктами
1. Аппликация на тему:
«Осенний урожай».
2. Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.
3. Учим золотые правила питания:
а)не переедать;
б)есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу;
в)тщательно пережевывать, не глотать;
г)перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений.
4. Игра-демонстрация
«Питание-
дело серьезное».
5. Обсуждение с детьми
«Законов питания»
6. Практическая часть занятия «Посадка лука».
7. Беседы с родителями.
Ноябрь
«Чистота и здоровье»
Гигиена тела:
уход за руками, лицом, ушами.
Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах.
Рассказать о микробах.
Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.
Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.
Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами.
1. Беседа- как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы.
2. Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.
3. Проведение опытов
4. Оздоровительная минутка- самомассаж ушей.
5. Советы-чтобы сберечь органы слуха.
6. Досуг «Осторожно микробы!»
7. «Сказка о микробах».
8. Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ», «У кого пена выше».
9. Чтение стихотворений «Как у нашей Любы…», «Мойдодыр», «Девочка чумазая»,«Про мимозу».
10. Упражнение
«Спрятанный сахар».
11. Беседа-зачем человеку зубная щетка.
12. Практикум «Чистка зубов»
13. Занятие на тему:
«Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».
14. Рекамендации родителям.
15. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал».
Ведутся наблюдения за родителями и детьми.
Декабрь-
Январь
«Здоровье и болезнь»
Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил.
Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.
Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.
Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации
1. Беседы по теме.
2. Игры:
«Наденем белые перчатки»,
«Ладошки скрипят- спасибо говорят»,
«Скорая помощь».
3. Стихи: «Грипп»,
«Животик»,
«Аллергия»,
«Насморк»,
«Ангина»,
«Горло»,
«Айболит»,
«Ветрянка»,
«Простуда»,
«Тетка Хандра»,
«Врач по имени Пчела»,
«У жирафа ангина».
4. Дидактические игры:
«Назови предметы»,
«Доктора природы»,
«Вопросы-ответы».
5. Экспериментирование «Растаявший снег».
6. Раскраски
«Побеждай микробы, играя!».
7. Зарядка
«Чтобы нам не болеть».
8. Загадки про микробы.
9. Консультации родителей о профилактики заболеваний.
Февраль -
Март
«Физкультура и здоровье»
Рассказать о пользе
физической подвижности.
Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.
Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом
1. Беседа по теме.
2. Утренняя гимнастика.
3. Оздоровительный бег.
4. Физкультминутки :
«Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».
5. Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок».
6. Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».
7. Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес».
8. Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие».
9. Игры:
«Несколько секретов о самом себе»,
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»,
«Делаем зарядку».
10. Упражнения:
«Потягушечки»,
«Жираф»,
«Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…»,
«Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора»(для осанки).
11. Праздник посвященный физкультуре.
12. Проведение родительского собрания.
13. Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».
Апрель-
Май «Здоровье и окружающий мир»
Особенности жизни в большом городе.
Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).
Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.
Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Продолжать знакомит детей с другими источниками загрязнений в городе.
Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях (защита от пыли, шума, палящего солнца).
Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека.
Продолжать знакомить детей с растениями.
Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни.
Подведение итогов
1. Беседы по теме.
2. Дать задание родителям- во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.
3. Проделать опыт с детьми- показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог.
4. Коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок.
5. Беседа «Растения в городе».
6. Игра «Холодно-жарко».
7. Кукольное представление
«Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть».
8. Дидактические игры: «Группировка предметов»,
«Как вырасти здоровым?»,
«Различия и сходство предметов», «Что изменилось?»,
«Назови по порядку»,
«Разложи по порядку»,
«Что сначала, что потом», «Городок здоровья».
9. Стихи про растения.
10. Загадки о растениях.
11. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».
Диагностика детей и родителей.
Отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год
Тема: «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни»
В завершении своей работы мной было проведено исследование индивидуально с каждым ребенком и их родителями виде бесед, диагностических заданий, анкетирования и наблюдений.
Исследования показали:
1. Дети овладели навыками здорового образа жизни;
2. Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям;
3. Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности;
4. У трех воспитанников снят диагноз - часто болеющий ребёнок;
5. Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья;
6. Повысилась заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
7. Повысилось внимание дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Для повышения уровня знаний о здоровье и ЗОЖ в методическом кабинете детского сада продолжать изучать подборку книг и материалов по санитарно-гигиеническим, экологическим, социальным, педагогическим аспектам ЗОЖ, а также продолжить формирование у дошкольников представление о ЗОЖ, повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ (консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья).
Литература:
1. Программа дошкольного образования «от рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М. : Школьная Пресса, 2004г. ;
3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г. ;
4. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка : Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г. ;
5. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г. ;
6. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;
7. Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
8. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М. : Мозаика-Синтез, 2010г. ;
9. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г. ;