Юлия Крупицкая
Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк»
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода»
Учителя-логопеда
Крупицкой Ю. Ю.
2017 – 2018 учебный год
п. Васильково
Содержание
Пояснительная записка___3
Технологический этап___4
Реализация плана самообразования___4
Аналитический этап___7
Список литературы___8
1. Пояснительная записка
Актуальность темы
Публикация «Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода» размещена в разделах
Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно речевого развития ребёнка – это гарантия успешного обучения в школе.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи педагогов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий.
Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства, нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс. Именно в условиях системно-деятельностного подхода возможно полноценное познавательно-речевое развитие ребенка. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Новизна темы
Использование системно-деятельностного подхода в коррекционной деятельности учителя-логопеда, помогает организовать педагогический процесс, благодаря которому ребенок использует все свои познавательно-речевые ресурсы и достигает самостоятельно максимальных личностных результатов в интеллектуальном и речевом развитии.
Именно системно-деятельностный подход нацелен на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы, т. е. развивать познавательно-речевую активность ребенка, его мотивацию к коррекционному процессу.
Подобный подход к процессу обучения усиливает интерес к приобретению новых знаний и речевую активность.
Этот принцип актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической работы самостоятельно, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Цель
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников на коррекционных занятиях по звукопроизношению, речевому развитию.
Задачи
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия.
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
Методы
Проектный, представленный как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Вид проекта - практико-ориентированный, долгосрочный. Проект «Играя, думай, узнавай и говори правильно»
Срок реализации проекта – 1 год
2. Технологический этап
Проект предназначен для детей 4 – 7 лет.
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Подготовительный этап (информационно-аналитический). Сентябрь - октябрь
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2) Выявление проблемы – мониторинг актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
4) пополнение речевой познавательно-речевой среды в кабинете логопеда;
3) Определение системы логопедического проекта, условий их реализации.
Реализация плана самообразования
месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями
Сентябрь – октябрь
Октябрь – ноябрь
Декабрь – январь
Февраль - март
Апрель - май Индивидуальная работа, работа в подгруппе 2-3 человека.
Внедрение элементов ТРИЗ в дидактические игры по автоматизации звуков, обогащению и развитию лексико-грамматических средств.
- Использование комплекса игр Барчан Т. «Вопрос ребром» : «Волшебные квадраты», «Логическое лото», «Слова на карусели», «Раз словечко, два словечко», «Сапожник портной» направлено на развитие словесно-логического мышления, позволяет решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
Задачи:
1. Автоматизация звукопроизношения.
2. Выработка самоконтроля.
3. Обогащение лексики.
4. Развитие лексико-грамматических форм.
5. Развитие словесно-логического мышления.
6. Увеличение объема коррекционного воздействия.
7. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- Использование комплекса игр Барчан Т. «Поиграйте с логопедом!"
Задачи:
1. Развитие слухового внимания, правильного восприятия речи.
2. Обучение соотносить звучащее слово с картинкой или предметом.
3. Разделение слова на слоги, выбор графической схемы к соответствующему слову.
4. Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных.
5. Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
6. Составление схемы слова с выделением ударного слога,
- использование притяжательных местоимений мой, моя, моё.
7. Закрепление понимания и употребления предлогов.
8. Согласование числительных с существительными.
9. Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, памяти.
10. Зрительного и слухового восприятия, воображения, пространственной ориентации.
11. Воспитание усидчивости, любознательности, интереса к занятию.
12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Использование комплекса игр Финкельштейн Б. «Волшебный поясок»
Задачи:
1. Умение составлять предложения – вопросы и отвечать на них.
2. Развитие познавательно-речевой активности.
3. Развитие любознательности, наблюдательности.
4. Развитие мотивации к получению новых знаний и их систематизации.
Использование мнемотехники на индивидуальных занятиях по звукопроизношению для активизации познавательно-речевой активности.
Итоговое
Занятие.
- Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – это весело, вкусно и легко» средний возраст + памятка.
- Памятки для старшего возраста (5 – 6 лет) и среднего. «Развиваем дар речи» по К. Ушинскому.
«У мастера в гостях» (5 – 6 лет, «У бабушки в деревне» (4 -5 лет)
Памятка (5-6 лет) «Дома на диване» (5 – 6 лет).
Консультации для младшего и среднего возраста
Выставка настольных игр для ознакомления родителей «Во что можно играть дома, узнавая новое и, рассуждая и разговаривая!» (средний возраст)
Мастер-класс «Учимся думать и говорить»
Итоговое открытое занятие.
Пополнение методической копилки воспитателей старшего возраста пособиями Бардышевой, Моносовой по развитию связной речи.
Пополнение методической копилки воспитателей старших групп «Стань буквой!» Динамические паузы при обучении элементам грамоты. Старший возраст
Раздаточный материал для воспитателей «Из теории русского языка», «Чем необходимо владеть к школе» Старший возраст (папки взаимодействия)
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия на речевых занятиях»
Мастер-класс. Открытое занятие по речевому развитию «Какая разная бумага» в условиях системно-деятельностного подхода.
Консультация методическая «Познавательно-речевое развитие в разном возрасте»
Итоговое открытое занятие.
Список литературы
1. Воронина Т. П. Веселые и полезные игры для малышей. М. : Грамотей 2011. (1,2,3 части)
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999.
3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в ДОУ. Минск, 2007.
4. Ивановская О. Г. Читаем сказки с логопедом. СПб. : КАРО, 2007.
5. Левина Р. Е. Недостатки речевого развития как причина неуспеваемости: Избранные труды. М. : АРКТИ, 2005.
6. Осипенко Н. С. Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса. Комплектуем методический кабинет.
7. ФГОС дошкольного образования. ФГОС школьного начального образования.