Анна Чобанова
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении детей с 1 уровнем общего недоразвития речи
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Понятие системно-деятельностного подхода введено в 1985 г. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л. С. Выготским
Основы деятельностного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность»
Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении детей с 1 уровнем общего недоразвития речи» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умений: ставить цель – решать задачи - отвечать за результат. В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач.
При осуществлении системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы:
• Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены: учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка. Предметно - манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет). Игровая деятельность (от 3 до 6 лет)
• принцип обязательной результативности каждого вида деятельности: ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь полученные знания применять в повседневной жизни.
• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности: у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: потому, что надо выручать Фею Сказок, или вернуть утят маме-утке, или построить заборчик, чтобы волк не смог попасть к зайчатам во двор.
Общее недоразвитие речи:
• Характеризуется отсутствием общеупотребительной речи
• Дети используют несколько лепетных слов и звукоподражаний
• В словаре преобладают имена существительные
• Речь подкрепляется мимикой и жестами
• Соотносится с первым периодом усвоения родного языка в онтогенезе
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:
1. Преодоление негативизма и формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.
4. Развитие понимания речи
5. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного, обеспечивающего минимальное общение.
6. Развитие диалогической формы речи.
7. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
Технологии и методики
Метод эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф. 1981)
Метод использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е. 1997
• Создание игровых ситуаций
• Игры с песком и водой
• Игры с прищепками
• Су-Джок
• Театрализованные игры
• Глобальное чтение
• Развивающий диалог
Структура образовательной деятельности
Введение в игровую ситуацию - создание проблемной ситуации – целевая установка – мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) - проектирование решения проблемной ситуации – выполнение действий – анализ результата деятельности – подведение итогов
Создание игровых ситуаций
Добиться положительной динамики в занятиях с безречевыми детьми можно, только создавая особые игровые ситуации. Необходимым условием является установление доверительного телесно-эмоционального контакта с ребенком. В ходе интересных практических действий у малыша возникает особое состояние эмоционального подъема. Первоначальные занятия основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. Для этого моделируются такие реальные ситуации, которые могут быть разрешены с помощью речи. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить.
Игры с песком и водой
Игры с песком и водой позволяют:
• стимулировать развитие речи;
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, тонкую моторику;
• стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности;
• развивать пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
Игры с прищепками
Игры с прищепками относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. Параллельно с физическим развитием кисти происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса, происходит формирование пространственных понятий и чувственного восприятия мира.
Су-Джок
Су-Джок терапия – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. В коррекционно-логопедической работе приемы Су - Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития тонкой моторики.
Театрализованные игры
• Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)
• Игры-имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игры-имитации сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог ("Катя, Катя маленька. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает педагог (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса")
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
Сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Курочка Ряба»
Глобальное чтение
Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
Развивающий диалог
Основной пусковой момент появления речи - общение. Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге.
Основателем «развивающего диалога» считается бразильский философ, учитель грамматики Пауло Фрейер.
Основные принципы:
Проявлять истинный интерес к собеседнику. Уважение, любовь и вера.
Задавать закрытые (в нашем случае, затем вопросы, требующие выбора из 2-х предложенных, а затем и открытые вопросы, ответы на которые посильны данному ребёнку.
Давать развёрнутую позитивную обратную связь.
Специальных приёмов вовлечения в диалог не требуется. Дети готовы к диалог всегда (даже при наличии отрицательного опыта). К диалогу должен быть готов педагог!
Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т. п.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа - "да-нет". Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях: дома, на прогулке и т. п. Например, Хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину?
Вторая серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?
Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках-лото, фотографиях, картинках, слайдах и т. д.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т. п).
Третья серия вопрос: Что делает? Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) - основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушевленным предметам. Например: Что делает кукла? Что делает мама? Что делает собака? Что делает машина? Что делает самолет?
Четвёртая серия вопросов направлена на появления в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.
Пятая серия вопросов: Ты, какой хочешь чай: холодный или теплый? Что тебе дать: печенье или конфетку?
Т. о. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу.