Татьяна Шмидт
Использование системно-деятельностного подхода в процессе речевого развития детей. НОД «Зайчата потерялись»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование системно - деятельностного подхода в процессе речевого развития детей»
Подготовили и провели воспитатели: Шмидт Т. Н., Кирюхина И. Н.
Предлагаем рассмотреть реализацию всех шести этапов деятельностного метода в непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на занятии по развитию речи детей.
«Зайчата потерялись»
Цели:
• продолжать учить составлять описание предмета, выделять существенные признаки;
Публикация «Использование системно-деятельностного подхода в процессе речевого развития детей, НОД „Зайчата потерялись“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• упражнять в подборе глагола к существительному, прилагательного к существительному;
• продолжать формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом "Спросить у того, кто знает";
• тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности.
I. Введение в игровую ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: - Ребятки, вы любите ходить в лес? С кем вы ходите в лес? А, что вы там делаете? (Ответы детей). - Давайте вспомним правила поведения в лесу. - А хотите отправиться в лес погулять? - На чём поедем? (На поезде) - Поехали! - Вот мы и в лесу. Как здесь красиво! - Ребята, а давайте поиграем в очень весёлую игру. (Игра) - Ой, мы с вами так заигрались, что даже не заметили, что кто-то спрятался в кустах. - Посмотрите-ка, кто там спрятался от нас? (Дети находят игрушку заяц). - Правда, это мама-Зайчиха спряталась от нас. Почему то она грустная, невеселая, озабоченная. - Почему же она такая, как вы думаете? (Ответы детей). Да, наверное, у нее что-то случилось. Давайте узнаем. - Кто спросит зайчиху? (Один ребенок спрашивает: - Что у вас случилось, мама Зайчиха)
Зайчиха: - У меня пропали зайчата, я очень беспокоюсь. Я не знаю, что делать, как их найти. Может быть, вы мне поможете? У меня с собой есть фотографии зайчат.
Воспитатель: - Ну что, ребята, хотите помочь зайчихе найти своих зайчат? - Сможете?
Итак, мы прошли первый этап образовательной ситуации «Введение в ситуацию». На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. У детей появляется так называемая «детская цель». Для этого воспитатель включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с личным опытом. Воспитатель обязательно выслушивает каждого, кто хочет высказаться.
Эмоциональное включение детей в беседу (поговорить о себе им всегда приятно) позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
II. Актуализация знаний
Дидактическая задача: учить самостоятельно составлять описательный рассказ по картинкам с указанием места действия, с четким проговариванием, что ищем, выделяя существенные признаки.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, если ты что-то (кого-то) потерял? (Ответы детей) - Хорошо, вы предлагаете пойти и искать самим зайчат, а вы знаете куда идти и как нам не заблудиться в лесу? - Да, можем написать объявление. А когда мы пишем объявление, что мы должны в нём написать? (Ответы детей) - Правильно, мы должны как можно подробно описать то, что ищем. Давайте посмотрим на фотографии зайчат и попробуем их описать как можно подробнее. (Дети по очереди, смотря на фотографии, описывают зайчат.)
Окончанием этапа «Актуализация знаний» считается момент, когда дети приступают к выполнению задания, то есть приступают к выполнению пробного действия.
III. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию для поиска способа помощи зайчихе;
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель - Кто хочет написать объявление? - Получилось у вас написать объявление? - Смогли мы помочь зайчихе найти своих зайчат? (нет) - Почему не смогли? (не умеем писать)
На этом этап «Затруднение в ситуации» завершается. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью системы вопросов «Смогли? Почему не смогли?» мы помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Данный этап очень важен с точки зрения развития личностных качеств. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и её устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю, не умею».
Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.
IV. Открытие детьми нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) Уточнить сведения о том, каким образом можно помочь найти пропавших зайчат (способа действия);
2) Выбор метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез самостоятельного (под руководством взрослого) "Открытия нового знания "
3) Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом "Спросить у того, кто знает";
4) Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.
Воспитатель:- Кто знает, что ещё можно сделать, чтобы помочь найти зайчат? - Ребята, что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Ответы детей) - Я узнала от зайчихи, что в лесу работает «Лесное» радио. И можно сделать объявление по радио. Но, к сожалению, его единственная ведущая сова - заболела. И объявление придётся давать вам. – Хотите попробовать себя в роли ведущего?
Этап «Открытие нового знания» завершён. На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявления их причин.
С помощью вопроса «Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – это «придумаю сам» или «спрошу у того, кто знает». Мы побуждаем детей задавать вопросы, учим грамотно их формулировать.
Постепенно мы расширяем круг людей, которым дети могут задать вопрос. Это может быть родитель, который пораньше пришёл за ребёнком, другие сотрудники детского сада. В старшем возрасте дети узнают, что можно «спросить» у книги, познавательного фильма, поисковой системы интернет… Постепенно представления детей об источниках получения знаний расширяются и систематизируются.
Таким образом, на этапе «Открытие нового знания (способа действия)» дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.
V. Включение нового знания
Дидактические задачи:
1) Оформить умение самостоятельно применять усвоенные знания (умение дать объявление по радио, преобразовывать способы решения проблемы;
2) Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение и речь.
Воспитатель: - Хотите попробовать дать объявление по радио? - Сможете? - Ребята, в начале объявления нужно поздороваться со всеми лесными жителями, а потом только делать объявление. (Дети по очереди говорят в микрофон, описывая зайчат.)
Раздаётся телефонный звонок и мама - зайчиха сообщает воспитателю, что все зайчата нашлись, и просит передать приглашение всем лесным жителям на чай с пирогом.
- Ребята, кто из вас сможет сделать такое объявление – приглашение на чай? (Дети по очереди делают объявления)
На этом этапе мы предлагаем детям ситуации или дидактические игры, в которых новое знание используется с освоенными ранее знаниями. Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях. Здесь мы развиваем у детей умения самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы решения.
VI. «Осмысление»
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, организовать осмысление их деятельности на занятии.
- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Скажите, чем вы сегодня занимались? Кому помогали? Вы смогли помочь зайчихе? Почему вам это удалось? Вам удалось помочь зайчихе, потому что вы смогли правильно дать объявление по радио.
И последний этап «Осмысление» завершён.
Этот этап также важен, так как здесь происходит фиксирование достижения «детской» цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов «Где были? Чем занимались? Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» мы подводим детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились. Таким образом, мы сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаём ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились…».
В конечном итоге познавательная деятельность приобретает для ребёнка личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.
Используемая литература:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)
2. Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М. : 2009.
3. О. С. Ушакова. Развитие речи детей 3—5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. ФГОС ДО. / Сфера. 2016.
4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон /Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : «Цветной дом», 2016.