МААМ-картинки

Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР

Наталья Владимировна
Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР» размещена в разделах

В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?

Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели (на результат).

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон)

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Обязательным элементом реализации системно-деятельностного подхода является многоаспектное сотрудничество с семьей. Педагоги группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.

Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя и родителей дошкольника.

Сотрудничество логопеда и родителей заключается и в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях. Но это не является развитием самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Поэтому, используя принципы реализации системно-деятельностного подхода, я решила дополнить домашние задания - творческими. При выполнении подобных заданий, дети, действуя совместно с родителями, учатся искать и находить необходимую информацию, обрабатывать ее, создавать на ее основе продукты деятельности. При этом происходит закрепление изученного материала, пополняется словарь, отрабатываются навыки словоизменения и словообразования, развивается связная речь.

Сотрудничество с родителями на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.

1. Введение в образовательную ситуацию предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись голосов животных, звуков леса, природы. В группу вноситься что-то новое, соответствующее изучению текущей лексической теме (фото животных. энциклопедия, игра, игрушка). Для родителей на информационном стенде предоставляются сведения о проводимой работе по данной теме, о мероприятиях, планируемых по окончании изучения темы.

2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана логопедом, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. С родителями проводятся индивидуальные консультации по текущей теме, объясняющие, как мотивировать детей на поиск информации дома.

3. Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Родители помогают дошкольникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются разные виды продуктивной деятельности. Родители вместе с детьми принимают участие в итоговом мероприятии. Мероприятия могут проводиться в различной форме: создание мини-музеев ( по темам: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда, обувь» и т. д., проведение выставок ( по темам: «Наш календарь», «Виды транспорта», «Овощи», «Фрукты» и т. д., а также конкурсов на лучшую работу (например, конкурс книжек – малышек с описательно-сравнительными рассказами или с придуманными сказками).

Также данный этап предусматривает:

• Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка;

• Возможность применения «нового» знания повседневной жизни;

• Самопроверку и коррекцию деятельности.

5. Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

• Фиксацию движения по содержанию;

• Выяснение практического применения нового содержательного шага;

• Эмоциональную оценку деятельности;

• Рефлексия групповой деятельности;

• Рефлексия собственной деятельности ребенка.

Дети самостоятельно презентуют всей группе свои экспонаты, поделки и рисунки, рассказывая, что они создали и для чего это предназначено. Слушателям предлагается дополнить презентации своими знаниями, предложить новое или необычное использование данных предметов.

Таким образом, включенность родителей в деятельность учреждения формирует у взрослых целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Публикации по теме:

Использование системно-деятельностного подхода в процессе речевого развития детей. НОД «Зайчата потерялись» «Использование системно - деятельностного подхода в процессе речевого развития детей»Подготовили и провели воспитатели: Шмидт Т. Н., Кирюхина.

Управление профессиональным развитием педагогов ДОУ в контексте деятельностного подхода Пилотный проект в ГБДОУ д/с № 106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2017 года. ГБДОУ детский сад №106 Фрунзенского района в 2017 году.

Семинар-практикум «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» Семинар-практикум «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» Цель: систематизировать знания.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Рисование воздухом» Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности. Образовательная задача: Формирование и расширение.

НОД по ФЭМП «Реализация деятельностного подхода в процессе использования современных игровых технологий» в средней группеНОД по ФЭМП «Реализация деятельностного подхода в процессе использования современных игровых технологий» в средней группе Цель: Формирование познавательного интереса и математического мышления детей дошкольного возраста, мотивации к самостоятельной мыслительной.

Реализация системно-деятельностного подхода В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании путем использования развивающих технологий Слайд 2. Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в.

Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС «Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» «Человек достигнет результата, только делая что-то сам.».

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении детей с 1 уровнем общего недоразвития речи ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов.

Технологическая карта с учетом системно-деятельностного подхода подготовительной группе «Флаг для Лилипутии» (А. Н. Леонтьев) Вид деятельности изобразительная. Тема: Флаг для Лилипутии. Возрастная группа: подготовительная Цель: создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
Опубликовано: 25 марта 2018 в 11:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД