Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речевого развития дошкольников

Любовь Сергеева
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд№1,

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речевого развития дошкольников»

Слайд№2,

Пояснительная записка

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речевой активности детей дошкольного возраста.

Темочки:

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Эти игры способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. А главное, такие игры способствуют их речевому развитию.

Слайд№ 3

Актуальность темы

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Слайд№ 4

Цель моего самообразования: сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития дошкольников и создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности.

Исходя из цели, определяются задачи, которые вы видите на слайде.

Слайд№ 5

Предполагаемый результат:

Воспитатель:

- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

- развитие эффективности использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

-разработать картотеку сюжетно-ролевых игр.

Работа с детьми:

- организация образовательной деятельности, праздники, развлечения, беседы, выставки детских работ и т. д.

- переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру.

Работа с родителями:

- анкетирование

- консультации, опросы, беседы

- мероприятия (совместные праздники и развлечения)

- информационные стенды (папки – передвижки)

Слайд№ 6

Предполагаемые итоги реализации:

Повышение уровня мотивации к сюжетно-ролевым играм.

Презентация, картотека сюжетно-ролевых игр

Обобщение и распространение опыта.

Слайд№ 7

Развивающая предметно-пространственная среда :

- картотека сюжетно-ролевых игр.

- изготовление ширмы; автозаправочная станция, правила дорожного движения, станция технического осмотра, автомойка.

- приобретение художественной литературы на данную тему.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

• Беседы.

• Организованная образовательная деятельность.

• Чтение художественной литературы.

Работа с родителями: анкетирование, опросы, беседы.

Этапы самообразования: вы видите на слайде.

Слайд№ 8,9.

На слайде представлены совместные праздники и развлечения.

Слайд№ 10

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия «сюжетно-ролевая игра»

3. Исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.

4. Разработать картотеку сюжетно-ролевых игр.

Слайд№ 11

Этапы проведения: 1 этап (сентябрь)

1. Изучение методической литературы:

а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.

б) Комплексно-тематическое планирование.

Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,

2. Мониторинг детей.

Слайд№ 12

II этап (октябрь-ноябрь)

1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми на тему :

«Семья», «Образование», «Здоровье», «Торговля», «Производство», «Мир красоты», «Строительство», «Транспорт», «Военная тематика», «Спорт».

2. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр

III этап (в течении года)

1. Составление перспективного плана по формированию межличностных

отношении.

2. Работа с детьми по перспективному плану.

Слайд№ 13

IV этап (январь-февраль)

1. Анкетирование родителей

2. Консультации «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей»

3. Составление консультационного материала для родителей:

- “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей”

- “Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”

- “Современные дети, современные игры”

- Рекомендации для родителей

V этап (май)

Проведение мониторинга.

Слайд№ 14

Предполагаемый результат:

- Изучение методической литературы;

- написание плана самообразования;

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Слайд№ 15

Изучение методической литературы (сентябрь)

Работу я начала по следующим направлениям:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Слайд№ 16

В течение года мною были подготовлены и проведены:

- Беседы о профессиях.

- Консультации для родителей. Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.

- Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .

- Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».

Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).

Работа с родителями: анкетирование, консультации, опросы, беседы, по данной теме.

Слайд№ 17

Контрольный мониторинг детей

Уровень Высокий Низкий

Начало года 40% 60%

Конец года 75% 25%

Слайд№ 18, 19.

Октябрь Семья

Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей. В игре воспроизвела быт семьи.

Совершенствовала умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Слайд№ 20

Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.

2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.

3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду».

Слайд№ 21

Школа. Расширять знания детей о школе. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Воспитывать справедливые отношения.

Магазин. Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Слайд№ 22.23, 24,

Ноябрь:

Больница: Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т. д.

Предварительная работа:

Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,

Э. Успенский «Играли в больницу», Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций.

Слайд № 25

Ветлечебница: Ветеринарная лечебница

вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Слайд№ 26

Аптека: Вызвать у детей интерес к профессии фармацевта;

Слайд№ 27

Библиотека: Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте;

Цирк: Закреплять представления детей об учреждениях культуры, закреплять знания о цирке и его работниках.

Слайд№ 28

Фотоателье: Расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, благодарить за оказанную помощь и услугу.

Слайд№ 29 Январь

Салон красоты: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера,

воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, умение благодарить за оказанную помощь и услугу.

Слайд№ 30

Строим дом: Познакомить детей со строительными профессиями. Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе. Расширить знания детей об особенностях труда строителей. Расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал»

Слайд№ 31

Скорая помощь: Вызвать у детей интерес к профессии скорой помощи, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Слайд№ 32

Зоопарк: Расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Предварительная работа:

беседы о зоопарке (чем занимаются люди, работающие в зоопарке, как попадают животные в зоопарк и др.)

просмотр презентаций о животных разных стран пальчиковые и речевые игры о животных загадывание загадок о животных, чтение произведений о животных

Слайд№ 33

Швейное дело

Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Слайд№ 34

Кафе: Развивать культуру поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Слайд№ 35

Март

Правила движения: Продолжать побуждать детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Слайд № 36

На станции технического обслуживания автомобилей: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

Слайд 37

Почта: Расширить представления детей о профессии почтальона.

Продолжать формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.

Слайд№ 38

Апрель

Космонавты: Расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Слайд№ 39

Мы – военные разведчики : развить тематику военизированных игр. Развивать у детей точность выполнения задания, быть внимательными, осторожными. Воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Слайд№ 40

Мы – спортсмены: Расширить представления детей о здоровье и способах его укрепления и сохранения, подвести к пониманию того, что здоровье нужно беречь и укреплять. Дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества : быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Слайд № 41

Май

Сюжетно-ролевые игры на усмотрение детей

Умения занять себя самостоятельно, найдя занятие по интересу. Самостоятельно распределять роли между собой.

Отчёт- презентация

Вывод:

Итак, в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речевого развития дошкольников
Опубликовано: 13 июня 2023 в 13:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Сергеева (УИ 1565659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД