Любовь Сергеева
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№1,
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речевого развития дошкольников»
Слайд№2,
Пояснительная записка
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речевой активности детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Эти игры способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. А главное, такие игры способствуют их речевому развитию.
Слайд№ 3
Актуальность темы
Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
Слайд№ 4
Цель моего самообразования: сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития дошкольников и создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности.
Исходя из цели, определяются задачи, которые вы видите на слайде.
Слайд№ 5
Предполагаемый результат:
Воспитатель:
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- развитие эффективности использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
-разработать картотеку сюжетно-ролевых игр.
Работа с детьми:
- организация образовательной деятельности, праздники, развлечения, беседы, выставки детских работ и т. д.
- переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру.
Работа с родителями:
- анкетирование
- консультации, опросы, беседы
- мероприятия (совместные праздники и развлечения)
- информационные стенды (папки – передвижки)
Слайд№ 6
Предполагаемые итоги реализации:
Повышение уровня мотивации к сюжетно-ролевым играм.
Презентация, картотека сюжетно-ролевых игр
Обобщение и распространение опыта.
Слайд№ 7
Развивающая предметно-пространственная среда :
- картотека сюжетно-ролевых игр.
- изготовление ширмы; автозаправочная станция, правила дорожного движения, станция технического осмотра, автомойка.
- приобретение художественной литературы на данную тему.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Организованная образовательная деятельность.
• Чтение художественной литературы.
• Работа с родителями: анкетирование, опросы, беседы.
Этапы самообразования: вы видите на слайде.
Слайд№ 8,9.
На слайде представлены совместные праздники и развлечения.
Слайд№ 10
Основные вопросы, намеченные для изучения.
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «сюжетно-ролевая игра»
3. Исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.
4. Разработать картотеку сюжетно-ролевых игр.
Слайд№ 11
Этапы проведения: 1 этап (сентябрь)
1. Изучение методической литературы:
а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.
б) Комплексно-тематическое планирование.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
2. Мониторинг детей.
Слайд№ 12
II этап (октябрь-ноябрь)
1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми на тему :
«Семья», «Образование», «Здоровье», «Торговля», «Производство», «Мир красоты», «Строительство», «Транспорт», «Военная тематика», «Спорт».
2. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр
III этап (в течении года)
1. Составление перспективного плана по формированию межличностных
отношении.
2. Работа с детьми по перспективному плану.
Слайд№ 13
IV этап (январь-февраль)
1. Анкетирование родителей
2. Консультации «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей»
3. Составление консультационного материала для родителей:
- “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей”
- “Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”
- “Современные дети, современные игры”
- Рекомендации для родителей
V этап (май)
Проведение мониторинга.
Слайд№ 14
Предполагаемый результат:
- Изучение методической литературы;
- написание плана самообразования;
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Слайд№ 15
Изучение методической литературы (сентябрь)
Работу я начала по следующим направлениям:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Слайд№ 16
В течение года мною были подготовлены и проведены:
- Беседы о профессиях.
- Консультации для родителей. Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .
- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.
- Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .
- Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».
Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).
Работа с родителями: анкетирование, консультации, опросы, беседы, по данной теме.
Слайд№ 17
Контрольный мониторинг детей
Уровень Высокий Низкий
Начало года 40% 60%
Конец года 75% 25%
Слайд№ 18, 19.
Октябрь Семья
Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей. В игре воспроизвела быт семьи.
Совершенствовала умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Слайд№ 20
Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.
2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.
3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду».
Слайд№ 21
Школа. Расширять знания детей о школе. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Воспитывать справедливые отношения.
Магазин. Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Слайд№ 22.23, 24,
Ноябрь:
Больница: Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые действия:
Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т. д.
Предварительная работа:
Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,
Э. Успенский «Играли в больницу», Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций.
Слайд № 25
Ветлечебница: Ветеринарная лечебница
вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Слайд№ 26
Аптека: Вызвать у детей интерес к профессии фармацевта;
Слайд№ 27
Библиотека: Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте;
Цирк: Закреплять представления детей об учреждениях культуры, закреплять знания о цирке и его работниках.
Слайд№ 28
Фотоателье: Расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, благодарить за оказанную помощь и услугу.
Слайд№ 29 Январь
Салон красоты: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера,
воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, умение благодарить за оказанную помощь и услугу.
Слайд№ 30
Строим дом: Познакомить детей со строительными профессиями. Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе. Расширить знания детей об особенностях труда строителей. Расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал»
Слайд№ 31
Скорая помощь: Вызвать у детей интерес к профессии скорой помощи, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Слайд№ 32
Зоопарк: Расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Предварительная работа:
беседы о зоопарке (чем занимаются люди, работающие в зоопарке, как попадают животные в зоопарк и др.)
просмотр презентаций о животных разных стран пальчиковые и речевые игры о животных загадывание загадок о животных, чтение произведений о животных
Слайд№ 33
Швейное дело
Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Слайд№ 34
Кафе: Развивать культуру поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Слайд№ 35
Март
Правила движения: Продолжать побуждать детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Слайд № 36
На станции технического обслуживания автомобилей: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Слайд 37
Почта: Расширить представления детей о профессии почтальона.
Продолжать формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.
Слайд№ 38
Апрель
Космонавты: Расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Слайд№ 39
Мы – военные разведчики : развить тематику военизированных игр. Развивать у детей точность выполнения задания, быть внимательными, осторожными. Воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Слайд№ 40
Мы – спортсмены: Расширить представления детей о здоровье и способах его укрепления и сохранения, подвести к пониманию того, что здоровье нужно беречь и укреплять. Дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества : быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Слайд № 41
Май
Сюжетно-ролевые игры на усмотрение детей
Умения занять себя самостоятельно, найдя занятие по интересу. Самостоятельно распределять роли между собой.
Отчёт- презентация
Вывод:
Итак, в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем