Костюк Любовь
Индивидуальный план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Нижнегорский детский сад «Росинка»
Индивидуальный план по самообразованию
Костюк Любови Михайловны
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
«Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
Длительность 1 год (сентябрь 2019 - май 2020)
Паспорт индивидуального плана
Название Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Тип Педагогический
Вид Информационно-познавательный, игровой.
Образовательные области Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие
Участники проекта Педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Сроки реализации долгосрочный сентябрь 2019г. - май 2020г.
Возрастная группа Старшая группа №3
“Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений”.
В. А. Сухомлинский.
“Сказка – великая духовная культура
народа, которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа”.
Алексей Николаевич Толстой
Введение
Проект рассчитан для детей дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как : милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.
В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Актуальность выбранной темы:
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер : они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,
заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Ведущая педагогическая идея:
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цели проекта:
1. Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным, авторским сказкам.
2. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
3. Создать условия для духовно - нравственного развития детей.
4. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
Задачи проекта:
- развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи.
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Ожидаемые результаты для воспитателя :
- повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное
воспитание детей посредством сказки»;
- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
- определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Ожидаемые результаты для детей :
- усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознание детьми базовых нравственных качеств : совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
- анкетирование и беседа с родителями.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой :
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки :
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Способ представления результата: май 2020г.
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»
Показ детям младшей группы сказки «Колобок» (кукольный театр)
Перспективный план
работы с детьми
по теме:
«Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок»
Период 2019-2020 уч. год.
Сентябрь
1. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою»
Цель : развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др
Октябрь
1. Чтение и пересказ русских народных сказок : «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кривая уточка», «Покати горошек», «Мужик и барин».
2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.
3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»
- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.
- развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.
- развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.
Ноябрь
1. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Каша из топора», «Крошечка-хаврошечка», «Елена Премудрая», «Волшебная дудочка».
2. Разгадывание загадок на тему: «Герои русских народных сказок», попробовать сочинить самому загадку.
3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.
- дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.
- развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.
Декабрь
1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»
2. Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты.
3. Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).
- объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает.
- познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.
- учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать правила игры. Развивать коммуникативные навыки.
4. Чтение русских народных сказок о зиме : «Снегурочка», «Мороз и заяц», «Елка», «Зимовье зверей», «Морозко», «Госпожа метелица».
Январь
1. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок : «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волчище серый хвостище», «Волшебная птица», «Горе, не беда», «Молодильные яблоки».
2. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки»
- уточнить знание детей русских народных сказок, узнавать их героев. Формировать представления о честности, справедливости, доброте.
- учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.
3. Дидактические игры:
«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«По щучьему велению, по моему хотению…» Сказка «По щучьему велению»
«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна – лягушка»
«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!» Сказка «Сивка – бурка»
«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо»
Февраль
1. Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей Иванович», «Колобок», «Жихарка», «Летучий корабль».Обсуждение сказок.
2. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
3. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.
- вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.
- учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.
Март
1. Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был (а) волшебником (цей)».
2. Чтение русских народных сказок : «У страха глаза велики», «Царевна Несмеяна», «По щучьему веленью», «Хитрая наука».
3. Обыгрывание знакомых сказок.
- воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
- формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.
Апрель
1. Чтение русских народных сказок : «Гуси-лебеди», «Никита Кожемяка», «Лиса и журавль», «Вершки и корешки», «Как лиса училась летать».
2. Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к любимой сказке.
- продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.
- вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.
3. Конкурс рисунков иллюстраций к любимой сказке.
Май
1. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
2. Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок».
- совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат.
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.
План работы с родителями
по теме:
«Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок».
2019- 2020 уч. год.
Сентябрь
1. Анкетирование родителей. Анкета: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
2. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно - нравственное воспитание детей посредством сказки».
3. Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». Информация в уголке для родителей.
Октябрь
1. Папка - передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
2. Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Как воспитывать ребенка добрым?»
3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам. Пополнение театрального уголка по мотивам русских народных сказок.
Ноябрь
1. Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»
2. Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.
Декабрь
1. Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.
2. Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).
3. Подготовка фотографий для презентации. Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»
Январь
1. Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.
Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»
«Как подружить ребёнка с книгой»
«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
Февраль
1. Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».
2. Познакомить родителей с предметно-развивающей средой группы.
Март
Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»
Апрель
1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.
2. Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»
Май
Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему :
«Наши любимые сказки».
Работа с педагогами.
1. Распространение передового педагогического опыта. Презентация.
2. Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников : доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам».