надежда олифер
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Нравственно-патриотическое воспитание
на основе русских народных сказок»
Разработала и провела воспитатель : Олифер Надежда Геннадьевна
Участники проекта : Воспитатель, дети II младшей группы «Анютины глазки» родители, музыкальный руководитель
Срок реализации: 08.04.2019-18.04.2019
Тип проекта : краткосрочный, творческий, игровой, познавательно - речевой.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.
В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно : животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Актуальность проекта :
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у воспитанников недостаточные знания о русских народных сказках.
Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Цель проекта.
Создание условий для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности. Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта.
Образовательные:
1. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
2. Познакомить детей с народным фольклором : колыбельные песни, потешки, игры-забавы.
3. Познакомить с русскими народными подвижными играми;
4. Познакомить с народными музыкальными инструментами, в том числе шумовыми, звучащими игрушками;
5. Познакомить с русскими народными промыслами - матрешка.
Развивающие:
6. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности;
- учить овладевать образно-игровыми имитационными движениями в сочетании с музыкой.
Воспитательные :
7. Воспитывать доброту, справедливость, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;
8. - любовь к родной культуре через русские народные сказки, потешки, загадки, игры забавы
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит :
• Заложить основу патриотического воспитания у детей.
• Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.
- Расширить и творчески применить знания детей
о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.
- Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства
других.
Через:
• Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.
• Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации.
• Выставки работ детей: рисунков и аппликаций.
• Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
• Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание»
• Презентация проекта на открытом занятии с родителями.
1 этап:
Подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
• Внести в книжный центр русские народные сказки.
• Создание дидактических игр по проекту.
• Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»
2 этап: практический (реализация проекта)
Образовательная область Формы работы с детьми
Социально – коммуникативное развитие
1. Беседа «Добро-зло в сказках»
2. Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Добро-зло в сказках».
Познавательное развитие 1. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
2. Просмотр любой сказки на выбор детей
3. Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)
4. Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)
5. Дидактические игры: «Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Собираем урожай», «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета, «Разноцветные ленточки», «Папе, маме, малышу», «Поможем кукле одеться», и т. д.
Речевое развитие
1. Выразительно исполнять знакомые потешки.
2. Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку)
3. Показ магнитного театра «Три медведя», «Колобок»; пальчикового театра «Репка», инсценировки сказки «Теремок».
Художественно-эстетическое развитие 1. Лепка «Колобок».
2. Рисование (раскрашивание) «Теремок».
3. Групповая аппликация «Заюшкина избушка»
4. Чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок (используя картотеку)
5. Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»
Физическое развитие Дыхательная гимнастика: «Курочка», «Гуси летя»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Ручеек», «Кот и мыши» «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик»,
Музыкальное развитие Песенки, потешки, заклички. народные подвижные и хороводные игры «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки», «Пальчик-мальчик», «Заинька попляши», «Сорока, сорока», «Жили у бабуси»
Сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух, и лиса».
Песенки: «Кораблики», «Храбрецы» и др.
Работа с родителями:
Познакомить родителей с темой проекта Привлечь родителей :
• к совместной работе с детьми и воспитателем.
Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. Консультации в информационный уголок:
• «С чего начинается Родина?»
• «Сказка, что она дает детям»
3 этап: заключительный (обобщающий)
Игра с тряпичной куклой (изготовленная совместно с родителями);
Сочинение своей русской народной сказки и импровизация с куклой;
Анализ анкет
Презентация, показ для родителей
Литература
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
3. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10
4. Потешки, считалки, небылицы. / Сост. А. Н. Мартынова. – М., 1989.
5. «Народный театр» из Библиотеки русского фольклора. // Сост. А. Ф. Некрылова и Н. И. Савушкина. – М. – Сов. Россия