Оксана Владимировна Саввина
Фотоотчет о работе по формированию речевых компонентов у дошкольников посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Фото отчет
о проведенной работе по формированию речевых компонентов у дошкольников через русские народные сказки.
Подготовила воспитатель Саввина Оксана Владимировна
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 42
Анализ собственного опыта и работа в детском саду позволили выявить, что дети недостаточно ориентированы на развитие самостоятельного творчества ребенка, его фантазии и воображения.
У детей плохо развита речь, они с трудом рассказывают по картине, о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Публикация «Фотоотчет о работе по формированию речевых компонентов у дошкольников посредством русских народных сказок» размещена в разделах
Самая благоприятная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остается с
ним на всю жизнь, она учит детей различать вымысел и реальность, задает
нравственные нормы.
В дошкольном возрасте перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку, рассказать о прогулке, интересных событиях, а также сочинить сказку.
В процессе сочинения дошкольниками сказок активно развивается
речевое творчество. Сочинение сказок – упражнение для развития связной
речи, умения построения текста.
Процесс сочинения дошкольниками сказок и историй очень важный этап
в формировании у детей монологической речи.
Эта тема актуальна в наше время.
Цель:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
2. Выявить эффективность обучения сочинению сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Формировать навыки связной речи.
Ведущая педагогическая роль заключается в развитии связной речи детей через чтение сказок путем внедрения различных видов деятельности – театрализации, драматизации, сочинении сказок, которые вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарят ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи.
Работа со сказкой была разделена на несколько взаимосвязанных этапов:
Первый этап: чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение.
На втором этапе: сказки рисовали.
Например:
Рисование «Сарафан для Алёнушки» по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Рисование по русской народной сказке «Курочка Ряба»
Рисование по русской народной сказке «Гуси - Лебеди»
Рисование по русской народной сказке «Маша и Медведь»
На третьем этапе: после изобразительного творчества мы с детьми активно использовали метод пересказа сказки с использованием последовательных картинок.
На четвертом этапе работы со сказкой идет драматизация и проигрывание сказок в ролях.
Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».
Также мы с детьми используем для развития связной речи театр русских народных сказок из фетра «В гостях у сказки» изготовленный мною совместно с родителями, детям очень нравится играть с новым пособием.
Только творческое сотрудничество с семьей дает положительный результат. Такое сотрудничество включало два взаимосвязанных направления: просвещение родителей и передачу информации по вопросам речевого развития дошкольников через сочинение сказок.
Пятый этап: был самый сложный это сочинение сказок (На начальном этапе обучения детей сочинению сказок я использовала игры на основе известных детям сказок. Например, дети описывали героев сказок, также использовала такой прием, как придумывание продолжения истории или сказки).
Дети сочиняли сказки на свободную тему.
Этот жанр вершина словесного творчества детей. Они должны самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие, концовку. При этом дети учатся использовать свой опыт, передавая его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Работа по сочинению детьми сказок проходила в тесном контакте с родителями.
Заключительным этапом стало оформление и выпуск книги «Дорожка в сказку».
На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику в развитии связной речи:
- дети стали более свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
- рассказы детей стали точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
- в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Проведенная работа по развитию связной речи у детей посредством русской народной сказки является эффективной.