МААМ-картинки

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Татьяна Агапова
Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе.

В старшей группе №6 «Туляки» 26 человек, из них 11 мальчиков и 15 девочек. Возраст детей от 5 до 6 лет. В едином коллективе дети находятся со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей.

Темочки:

Дети развиваются согласно возрасту и по всем направлениям развития показывают положительную динамику и хорошие результаты; они справляются с программными требованиями по всем образовательным областям, хотя у каждого ребенка свой темп развития.

Но в группе есть такие дети, которые испытывают затруднения в речевом развитии, а именно в развитии звуковой культуры речи, связной речи и подготовке к обучению грамоте. С этими детьми проводится индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематического слуха, определению места звука в словах, составлению слов из слогов, составлению предложений.

У ребят начинают формироваться навыки учебной деятельности: умение внимательно слушать, действовать по предложенному плану, умение самостоятельно планировать и анализировать свои действия, выполнять умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря построена таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Она обеспечивает игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и двигательную деятельность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально. В группе выделены различные центры (зоны) : так в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты - столы и стулья, интерактивная доска, на которой можно не только рисовать, но и решать познавательные задачи, комбинированная доска на которой можно и рисовать, и писать мелом, но и располагать различные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации)

У нас есть необходимые материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планетах, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Так же в нашей группе есть материалы, активизирующие познавательную деятельность: Лепбуки, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; предметы, развивающие предметно-эстетический вкус (народные игрушки, картины, сборно-разборные игрушки; костюмы для ряженья; коробочки и мешочки с разными материалами; предметы, которые можно сравнивать по контрасту, подобию, разные на ощупь; предметы, с которыми выполняются перцептивные действия (обследование, закрывание, вкладывание, катания и т. д.); предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, лупы, песочные часы, весы, наборы природных материалов и прочее); музыкальные игрушки и предметы, издающие звуки; специальное пространство для общения – столы, специальная мебель; оборудование для занятий.

Группа оснащена необходимым материалом, способствующим овладению чтением, математикой: магнитные печатные буквы, кассы цифр и букв, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры и т. д.

С целью ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом, его историей, достопримечательностями, в нашей группе «Туляки» создан мини-музей «Тула – наш родной город». Важная особенность нашего мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини - музее не только можно, но и нужно. Дети могут брать экспонаты в руки, рассматривать, играть.

Детям старшего возраста очень нравится быть экскурсоводами. Они с помощью воспитателя проводят экскурсии по музею для родителей и детей. Мини-музей стал интерактивным, близким и понятным каждому ребенку. Это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Всё пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей (рост детей измеряется два раза в год, промаркирована и расположена таким образом, чтобы свет падал с левой стороны. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов. Во всех помещениях нашей группы мебель прикреплена к стенам или полу (индивидуальные шкафчики, полки, шкафы, игровые уголки, полотенцедержатели). Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, есть эвакуационный выход, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики.

Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами заместителями.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Столы, стульчики и мягкую мебель, можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Эффективно используем элементы конструктора "Модуль" и "Лего" (с крупными деталями, с помощью которых сооружаем различные постройки для сюжетно-ролевых игр и НОД: поезд, автобус, корабль, самолет, домики, и т. п. в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей.

Так же в группе имеются ширмы, которыми можно разграничить, отделить игровые пространства, создавая свой уголок уединения. А собственно уголок уединения мы используем и по прямому назначению и как лифт, как портал, как зону отдыха

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.

Для того чтобы дети могли найти себе дело по душе, в группе выделены различные центры. Они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Так же в группе есть наличие различных предметов-заместителей, в том числе природных материалов пригодных для использования в разных видах деятельности детей.

Так как игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка –дошкольника, его успешности в жизни, в группе организованы различные пространства – центры (для игры, конструирования, уединения и пр., наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей:

- Центр экологического воспитания (уголок природы). В нас есть: комнатные растения, книги, иллюстрации, подбор дидактических игр, фартуки, материалы по уходу за растениями (салфетки, лейки, совочки, опрыскиватель и др., схемы ухода за растениями, календарь погоды, календарь природы, альбом наблюдений и др.

- Центры сюжетно-ролевой игры:

- "Салон красоты" (оборудованный уголок с безопасным зеркалом и необходимыми инструментами, одежда для клиента, парикмахера,

- "Магазин" (наборы овощей, фруктов, ягод, грибов, кондитерских изделий, муляжи пиццы, торта, печенья, весы, касса, корзины, атрибуты для покупателей и др.)

- "Кафе" (наборы посуды, атрибуты для повара, официантов, меню с картинками, вывеска кафе, кухня с мойкой и др.)

- "Медицинский центр» (вывески кабинетов, телефоны, специальная одежда, талоны на прием к врачу, карточки для заполнения, наборы инструментов, ширмы с белой тканью и др.)

- "Семья" (куклы разных размеров, кухня с мойкой, стиральная машина, пылесос, наборы посуды, кукольная кровать с постельными принадлежностями, мягкая мебель, набор мебели для кукол малышек и др.)

- «Моряки» (штурвал, флажки, бескозырки, пилотки, моряцкие воротнички, спасательный круг, ведра, ширма с тканью, имитирующая море и др.)

- «Строители», «Шоферы» (схемы, планы, конструкторы, рули, мягкие модули, машины: кран, бульдозер, грузовые машины, легковые машины, экскаватор и др.)

- Центр чтения (библиотека) и театрализованной деятельности (уголок ряженья, музыкальный уголок) : портреты писателей и поэтов (в том числе и тульских, художников иллюстраторов, книги, энциклопедии, иллюстрации, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, материалы для ремонта книг «Книжкина больница», дидактические игры «Угадай потешку», «Угадай сказочного героя», книжки малышки с загадками; элементы костюмов, маски, сарафаны, детские музыкальные инструменты, предметы, издающие звук, султанчики, дидактические игры, портреты музыкантом, музыкальные ступеньки, проигрыватель, коллекция дисков с детскими песнями, инструментальной музыкой, музыкой для отдыха и медитации, хороводов, атрибуты времен года (осенние листочки, снежинки, зеленые листики, цветы) и др.

- Центр изобразительной деятельности "Творческая мастерская»" (разнообразные изобразительные средства, бумага, шаблоны, трафареты, раскраски, продукты детской деятельности и др.)

- Центр конструирования и игр с машинами (уголок "Безопасность", "ПДД") : стол, оборудованный как часть улицы с проезжей частью и домами «Улица», наборы маленьких машин, дорожные знаки, светофор, игра «Парковка», иллюстрации, плакаты, «Домино», настольно-печатные игры и др.

- Центр познавательного развития : дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами, игры для сенсорного развития : мозаики, шнуровки, прищепки, волчки, природный материал и др.

- Центр экспериментирования: «Песок-вода» - емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячи, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки; «Воздух» - воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки; мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, веревочки и др.

- Спортивный уголок: шведская стенка, брусья, канат, скамейки, спортивный инвентарь, атрибуты для массажа (перчатки с пуговицами, палочки из капсул киндер сюрпризов, дорожка здоровья, дорожка с пуговицами и др.

В нашей группе есть уголок уединения (прикрепленная к потолку часть постельного балдахина). Дети могут быть там наедине, вместе со сверстниками, использовать как лифт, как портал и др.

Выше перечисленные центры, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.

Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону, интегрирующей теме недели и потребностям детей. Например, в центре сюжетно-ролевых игр появляются различные атрибуты, которые способствуют обогащению или развитию нового сюжета игры (так сюжетно - ролевая игра «Медицинский центр» вызвала у детей желание развернуть сюжет игры «Парикмахерская», «Оптика», «Аптека»). В книжном уголке обновляется подборка книг, в центре дидактических игр постоянно обновляются настольно печатные игры (в соответствии тематикой недели или месяца) и т. д.

Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы реализуемой в ДОУ ( созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).

Предметно-пространственная среда рационально логична и удобна для детей.

Например, в строительном центре дети могут создавать различные сооружения как реалистичные, так и фантастические. Занимаясь строительством, у детей развиваются математические способности, дети приобретаются социокультурные и коммуникативные навыки. Центр художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей. В уголке физического развития есть необходимые атрибуты, оборудование и спортивные игры для развития основных видов движений, способствующие формированию физических качеств (настольная игра «Футбол», «Хоккей», «Домино», игры «Моталочка», «Городки», «Кегли», «Детский боулинг» и др)

Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными (для мальчиков и девочек) особенностями воспитанников.

Группа оснащена необходимыми материалами, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. У мальчиков есть разного вида конструкторы, автомобили разного назначения, наборы инструментов для ремонта автомашин, наборы солдатиков и военной техники, разные виды конструкторов, у девочек - для работы с рукоделием, бисер оплетением, швейные машинки, коллекция тканей, настольная игра «Оденем куклу». Для развития творческого замысла в игре у девочек есть предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, сумочки, кошельки и т. п. ; у мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Так же в группе имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых и познавательных проблем.

Все игры и пособия доступны детям, обеспечена доступная среда во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок, игрушки, дидактический материал, игры.

В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе создана в соответствии с ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные возможности: общение, совместная деятельность взрослых и детей, в том числе детей разного возраста (совместные досуги и развлечения, праздники, прогулки, спектакли, в гости с целью игры, общие занятия, познавательную деятельность).

Создавая предметно-развивающую среду данной возрастной группы в ДОУ, учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности данной возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Опубликовано: 9 января 2022 в 14:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Агапова (УИ 23603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД