Ирина Юрьевна Лякутина
Самоанализ работы воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Последние годы углубленно работаю над темой по самообразованию «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой».
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что в последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому, я считаю, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Публикация «Самоанализ работы воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Сегодня проблемы эмоционального развития дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания. Но вопрос об эмоциональном развитии ставился в методике дошкольного воспитания и раньше. В образовательной деятельности, в режимных моментах воспитатели и прежде использовали произведения художественной литературы. Однако художественная литература словно утратила свой потенциал, перестала быть действенным орудием воспитания личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем эмоционального развития дошкольников. Это и недостатки существующих подготовительных программ художественно-гуманитарного цикла, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки воспитателей, и слабая оснащенность подготовительного процесса.
В свете этих устойчивых проблем встает и проблема эмоционального развития дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Значение эмоционального развития в становлении личности огромно.
Эмоциональное развитие средствами художественной литературы - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. Ребенок вместе с духовной сущностью литературы постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эмоционального развития.
Таким образом, проблема эмоционального развития детей посредством произведений художественной литературы очень актуальна. Теоретически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ.
В рамках работы по самообразованию, а также в целях реализации задач, заявленных в образовательной программе нашего учреждения, я активно использовала проектно-исследовательскую деятельность.
Убедившись в актуальности вышеозначенной темы, я определила ряд основополагающих позиций, в частности:
Цель исследования:
1) выявление наиболее эффективных условий, методов и приемов, способствующих эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы;
2) создание комплекса мероприятий, направленных на совершенствование эмоционального развития дошкольников, апробировать и его и оценить эффективность предложенной работы.
В группе, где я работаю создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выделен специальный стеллаж «Книжное царство» с наличием художественных произведений, как по Программе, так и дополнительно к ней.
Библиотека: рассказы в картинках, книги детских писателей, портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей календарно-тематическому плану. Организация тематических выставок писателей и поэтов. Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам. Аудио – энциклопедий о природе. Подборка иллюстраций о профессиях взрослых, связанных с охраной природы (лесничий, егерь и т. д.) Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью. Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края. Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на НОД. Юмористические книги с иллюстрациями (Н. Носов, С. Маршак, В. Драгунский, Э. Успенский и др.).
Книги, которые дети приносят из дома. Хрестоматии, которые воспитатель читает детям в группе. Справочная и познавательная литература. 2 – 3 постоянно сменяемых детских журнала. Энциклопедии. Книжки-раскраски, книжки – самоделки. Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения).
«Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь.» Толстой А.
Несмотря на многочисленные исследования по проблеме формирования этической культуры поведения, многие аспекты данной проблемы не изучены, а в частности особенности формирования этических чувств и представлений у дошкольников в условиях ДОУ.
Это осложняет осмысление задач этического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста.
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывает, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Важной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться с другими детьми", приобщить их к «этической азбуке».
При организации работы я опиралась на следующие принципы:
- принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;
- принцип активности: воспитание гуманных чувств детей дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;
- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);
- принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.
- принцип гуманизма: коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.