Лариса Анатольевна Кондрашева
Самоанализ работы воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Последние годы углубленно работаю над темой по самообразованию «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика, где наилучшим образом формируется навык логико-математического мышления, т. е. способность «действовать в уме».
Публикация «Самоанализ работы воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Овладев логическими операциями, дошкольник становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама будущая школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры. В целях развития логико - математического мышления стараюсь предлагать дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. В рамках работы по самообразованию, а также в целях реализации задач, заявленных в образовательной программе нашего учреждения, я активно использовала проектно-исследовательскую деятельность.
Убедившись в актуальности вышеозначенной темы, я определила ряд основополагающих позиций, в частности:
- Цель исследования:
1. Проанализировать развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр;
2. Способствовать развитию познавательной активности детей.
- Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию и развитию логико – математического мышления у дошкольников.
2. Изучить формирование и развитие логической сферы детей дошкольного возраста.
3. Осуществить создание банка дидактических игр как средство активизации интереса в изучении математики.
В группе, где я работаю создана предметно - развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логико– математического мышления: «Время», «Найди отличия», «Цвет и форм» и т. д.
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Роль дидактической игры в сложном процессе мышления состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений можно было организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка мыслительные процессы.
В своей работе я использую такие средства, способствующие развитию логического мышления как:
- стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации;
- игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях;
- ситуации на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки;
- игры со счетными палочками;
- разгадывание ребусов.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.