Наталья Антонова
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
С сентября 2014 года работаю воспитателем в МБДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей.
Моя работа в детском саду основана на использовании следующей программы: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Именно на её основе ежегодно составляется рабочая программа воспитателя.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах
За два года у меня сформировалась своя методическая система, цель которой научить детей свободно выражать свои мысли, грамотно строить свое высказывание; развивать умение сочинять, развивать монологическую речь дошкольников через обучение составлению рассказов, как с помощью иллюстрационного материала, так и без него.
Актуальность применения такой методической системы обусловлена моими личными наблюдениями. Увлекаясь телевизором, компьютером, ребята стали меньше общаться со взрослыми. Дети испытывают трудности при необходимости выразить свои мысли. В наших силах помочь детям преодолеть эти трудности. Делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький, так как с возрастом проблемы усугубляются. Именно поэтому наряду с развитием интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его речевой культуры.
Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю: систематизацию и отбор педагогических методов и приёмов для развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи детей должно осуществляться не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание творческих рассказов, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине. Данные виды речевой деятельности актуальны при работе над связной речью детей. Чтобы достигнуть хороших результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. На сегодняшний день – в речи детей существует множество проблем. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, в течение нескольких лет работаю над темой «Применение мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. С помощью мнемотехники решали следующие задачи:
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).
• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с мнемоквадратов, затем перехожу к мнемодорожкам и, наконец, к мнемотаблицам.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Использую их для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Результатом деятельности в рамках методической системы является разработанные следующие дидактические пособия:
Мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах и фруктах, животных.
Мнемотаблица к сказке А. Н. Толстого «Ёж».
Мнемотаблицы оказались особенно эффективны при разучивании стихотворений. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а позже ребёнок включается в процесс создания своей схемы.
Работу на занятиях с мнемотаблицами строю по следующему плану:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. Пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Параллельно с этой работой использую речевые и настольно-печатные игры, помогающие детям классифицировать предметы, развивать речь, восприятие, мышление, внимание, наблюдательность.
Считаю, что применять модельные схемы можно и в других видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность, формирование культурно-гигиенических навыков, составление алгоритма одевания).
Для стимулирования речевого развития в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:
зона сюжетных игр,
зона настольных игр,
театрально-речевая зона,
книжная зона.
Сформулированы и соблюдаются определё нные требования к речи взрослого:
качество языкового оформления речи,
ценностно-личностные установки педагога,
коммуникативная компетентность,
чёткий отбор информации для создания высказывания,
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Сознавая, что проблемы развития речи невозможно решить без единства с семьей, уделяю особое внимание работе с родителями. Применяю различные формы взаимодействия с семьё й:
Индивидуальные беседы
Консультации
Папки-передвижки
Памятки
Родительские собрания
Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Подсказываю, как и чем можно заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом.
В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье рекомендовала некоторый практический материал: загадки, пословицы, считалки, стихи с опорой на мнемотаблицы. Цель: повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, занимательного материала, совместной работы с родителями воспитанников даё т свои результаты:
1. Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
2. Обогащается словарный запас.
3. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
4. Появился интерес к заучиванию стихов.
5. Словарный запас выходит на более высокий уровень.
6. Преодолевается робость во время публичных выступлений.
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС. В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования. Нахожусь в постоянном творческом поиске, стараюсь как можно больше узнать о новинках литературы, которые смогут помочь мне в работе, использовать вариативность в мониторинге, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие речевой сферы. Надеюсь достичь положительных результатов и приобрести опыт в работе с детьми по этому направлению.