Галина Борщева
Самоанализ работы учителя-логопеда 2014–2015 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Поставила перед собой цель: взаимодействие с родителями через организацию клуба «Говоруша», с целью использования потенциала семьи как ключевого аспекта в развитии речи детей дошкольного возраста.
Для решения данной цели были мною поставлены задачи:
1. Привести в соответствии с ФГОС календарно-тематическое планирование логопеда, воспитателей.
2. Продолжить работу клуба для родителей «Говоруша» для повышения психолого - педагогической грамотности родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Осуществлять профилактическую работу по раннему выявлению и преодолению речевых нарушений.
Публикация «Самоанализ работы учителя-логопеда 2014–2015 учебный год» размещена в разделах
Диагностическая работа :
В сентябре было проведено углубленное обследование детей подготовительной логопедической группы, детей старшей группы, посещающих занятия логопеда, определен уровень речевого развития.
Продиагностировано 15 детей, из них имеют: ОНР (I-II ур.) –1 (6,7%) ребенок, ОНР (III ур.) – 9 (60%) детей, НВОНР – 1(6,7%) ребенок, ФФН – 4 детей (26,7%).
В феврале проведено повторное обследование детей, что позволило наметить дальнейший план работы с детьми. В мае было проведено очередное обследование детей, с целью подведения итогов коррекционной работы за год. Проведено обследование детей средней группы в октябре и в апреле. Из результатов 1 обследования: из 26 детей с нарушениями речи 22 ребенка (84,6%). Родителям были предложены рекомендации по развитию крупной и мелкой моторики, дыхания, артикуляционной гимнастики. Из результатов 2 обследования: из 26 детей с нарушениями речи 17 детей (65,4%). Родителям, предложила продолжать выполнять ранее данные рекомендации с целью улучшения речи.
Коррекционно-развивающая работа
Формирование и развитие звукопроизношения, лексико-грамматического строя, слоговой структуры и связной речи проводилось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях согласно календарно-тематическому плану.
Обследование, проведенное в 2014г на начало учебного года, выявило, что у детей слабые показатели по всем разделам, так как в группу поступило вновь прибывших 5 детей. На конец года у детей наблюдается хорошая динамика: лексико-грамматические категории 82%, связная речь 82%, слоговая структура 82%, звукопроизношение 82%, фонематическое восприятие 73%.
Положительные результаты коррекционно - развивающей работы в подготовительной группе достигнуты благодаря использованию эффективных методов и приемов. Особое внимание в учебном году было уделено развитию связной речи, а также целенаправленному развитию фонематического слуха и восприятия. Использование игр-драматизаций, фланелеграфа, сочинение рассказов, придумывание конца сказки детьми вызвало интерес, что дало повышение уровня связной речи. Массаж и самомассаж рук, лица и языка, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика способствуют положительному результату постановки звукопроизношения.
Анализ результатов обследования детей старшей группы показал, что у детей недостаточно сформированы уровни речевой готовности, так как 1 ребенок ОНР (I-II ур., 1 ребенок ФФН (часто болеющий). Коррекционно-развивающую работу с данными детьми необходимо продолжить на следующий день. Анализ результатов обследования детей подготовительной группы по МРВД показал, что 9 (38,2%) детей имеют предрасположенность к дислексии на начало года и в конце года 4 (11,8%) ребенка. В целях профилактики дислексии у детей для педагогов и родителей проведены консультации и даны рекомендации, что позволило снизить предрасположенность к дислексии.
Для студентов педагогического колледжа провела открытое занятие по развитию речи «Путешествие по зиме». Для родителей провела открытые занятия: «Космос»; интегрированные занятия «День рождения города», «День Победы». Многие родители заинтересовано относятся к логопедическим занятиям, поэтому с удовольствием посещают открытые мероприятия. Такой принцип открытости обучения всегда увеличивает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка, повышает роль педагогов ДОУ.
Консультативная работа :
В течение учебного года было проведено 69 консультаций для родителей логопедических и неречевых групп по возникающим вопросам (автоматизация звуков, формирование навыков звукового анализа). С целью повышения эффективности в работе для родителей была подготовлена консультация «Эффективные способы и приемы по развитию звукопроизношения детей дошкольного возраста», для воспитателей «Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе». Основные темы индивидуальных консультаций: выполнение домашних заданий, проведение артикуляционной гимнастики, самомассажа языка, упражнений на дыхание, звуковой анализ. Наиболее эффективным методом является обмен информацией в электронном виде. 79% родителей удалось привлечь к выполнению домашних заданий логопеда.
Профилактическая работа :
В начале учебного года провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с результатами обследования, дала рекомендации по выполнению домашних заданий с детьми, провела консультацию «Речевое дыхание – важнейшее условие правильной речи». В середине года провела индивидуальное собеседование с каждым родителем, познакомила с результатами работы за полугодие, провела консультацию «Формирование звукового анализа», где познакомила родителей с приёмами обучения звуковому анализу при помощи игр и упражнений. В мае состоялось итоговое собрание с показом итогового занятия, на котором были подведены итоги работы за год. Дала рекомендации по закреплению пройденного материала в летний период.
Для родителей был организован клуб «Говоруша», в рамках которого были проведены консультации, семинары - практикумы по темам:
Развитие мелкой моторики посредством применения нетрадиционных технологий.
Создание условий необходимых для обучения чтению.
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.
Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с детьми, повышать свою педагогическую компетентность.
Для родителей ясельной и младшей группы была оформлена памятка «Нормы речевого развития».
Родительское собрание «Речевая готовность детей»
Просветительская работа :
В ясельную и младшую группу был подобран материал в уголок для родителей «Советы логопеда» : «Читаем детям». В подготовительной, старшей группе регулярно обновлялся материал по изучению лексических тем, консультаций.
Свои педагогические идеи систематически отражаю в научно-методическом журнале «Дошколенок Кузбасса», на сайтах: «pedgazeta.ru», «pedmir.ru», «maaam.ru», «nsportal.ru», имею свидетельства об опубликованных работах.
На странице сайта детского сада постоянно обновляю материал консультаций для родителей.
Экспертная работа
Принимала участие в работе ПМПк, где был представлен 1 ребёнок из подготовительной логопедической группы. Грамотно разработанный совместно с членами ПМПк маршрут сопровождения ребенка, способствовал улучшению уровня речевой готовности.
Осуществляю взаимопосещение по проверке речевой готовности детей к школе МБДОУ №44 и МБДОУ №63. Отчет представлен в справке по речевой готовности к школе.
Организационно-методическая работа
Календарно-тематический план логопеда, воспитателей и специалистов приведен в соответствии с ФГОС.
Для совершенствования своего профессионального мастерства посещала городское и кустовое МО, школу молодого логопеда; изучала специальную методическую литературу, периодическую печать.
Участник постоянно действующего городского семинара учителей – логопедов на базе ДОУ «Организация работы логопедической службы ДОУ по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Приняла участие в городском семинаре для воспитателей на базе ДОУ № 44 по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как аспект успешного обучения в школе», участвовала в организации и проведении семинара-практикума «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи»; на педагогических часах по темам: «Культура речи и языковые нормы» педагогам представила консультацию с презентацией, «Речевое дыхание – важнейшее условие правильной речи» провела консультацию с презентацией совместно с рабочей группой логопедов
Являюсь членом творческой группы ДОУ, соавтором образовательной программы. Участник интернет-конкурса на сайте «www.pedkonkurs.ru» в разделе «сценарий проблемно-эвристического урока», II Всероссийской научно-практической конференции «Инновационно-педагогическая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении», материал опубликован в сборнике.
Мои воспитанники, участники и лауреаты Всероссийских конкурсов «Моя семья и я» (2014г., «Талантоха-13»https://talantoha.ru (2014г., «Галерея Великой победы» (2014г.).
Систематически использую здоровьесберегающие технологии (физ. минутки, динамические паузы, гимнастику для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, элементы логоритмики, всё это повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, подтверждает его эффективность.
Анализируя и оценивая проделанную работу, можно сказать, что цель, поставленная на 2014 – 2015 учебный год реализована мною почти в полном объёме.
Значительно улучшились результаты по всем разделам программы: фонематическое восприятие выросло до 73%, результаты лексико-грамматических категорий - 82%, связная речь - 82%, звукопроизношение - 82%. Желаемые результаты речевого развития детей старшей группы могли быть выше, если бы не большая наполняемость детей в группах, сложные диагнозы, частые пропуски по болезни, родители выполняли все рекомендации логопеда.
С целью повышения эффективности и качества логопедического воздействия продолжать совершенствование работы над развитием фонематических процессов, что является одним из факторов успешной постановки звуков.
В дальнейшей своей работе больше внимания уделять взаимодействию с педагогами, родителями. Обратить внимание на проведение логочасов воспитателями, т. к. сменился 1 педагог.
Поднять на более качественную ступень взаимодействие с родителями за счет повышения их педагогической культуры, использования новых и эффективных форм работы с родителями. Конструктивное взаимодействие с родителями продолжать через работу родительского клуба «Говоруша».