Людмила Райвич
Самоанализ подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с детьми ОНР ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Образование слов при помощи суффиксов-чик-, - щик-»
Занятие подготовила и провела учитель - логопед Райвич Людмила Евгеньевна
Тип занятия : подгрупповое.
Тип занятия : лексико-грамматическое.
Занятие было рассчитано на учащихся 2-3 классов, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития.
Цель: развивать у учащихся навыки словообразования, названия лиц по роду деятельности при помощи суффиксов -чик-, - щик-.
Коррекционно-образовательные задачи :
Публикация «Самоанализ подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с детьми ОНР ОВЗ» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самоанализ
- Темочки
1. Познакомить учащихся со значениями и с условием выбора правописания суффиксов -чик-, - щик-.
2. Отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах.
3. Активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии».
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развивать связную устную и письменную речь.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать языковой анализ и синтез.
4. Развивать слуховую память и внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи :
1. Формировать навык взаимодействия.
2. Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов.
3. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, эмоциональность.
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал.
Цели и задачи занятия сформулированы в соответствии с особенностями учебного материала и индивидуальными способностями учеников. При их постановке преследовала единство коррекционно – развивающих, обучающих и воспитательных задач.
Коррекционные задачи ставила конкретно и ориентировала их на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного занятия.
Выбор методов, приемов и средств обучения осуществлялся исходя из возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей воспитанников.
На данном занятии я использовала как традиционные методы работы:
1. Наглядные, формирующие, конкретные представления о правилах использования суффиксов – чик-, -щик- в русском языке, методы активизации и обогащения словаря;
2. Практические, которые приводят в систему полученные знания путем установления связей между отдельными предметами и явлениями;
3. Словесные и письменные, используемые для расширения знаний, систематизации, обобщения, развития графо - моторных навыков, собственно письма, словообразования с помощью с суффиксов.
Педагогические технологии:
1. Личностно – ориентированная модель взаимодействия;
2. Деятельностный подход, который предусматривает самоопределение темы, постановку учебной задачи, работу с самопроверкой, закрепление пройденного материала на письме и в речи.
3. Наглядное моделирование речевой деятельности: использование схем, мнемотаблиц.
Методы, используемые на данном занятии, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию. Поэтому, использовались задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы воспитанник не просто слушал, читал, считал, отвечал, но и делал это с включением в активную работу психологических функций. Таким образом, используемые методы и приёмы работали на решение главной цели занятия и поставленных к ней задач.
Осознавая, что грамотное планирование педагогической деятельности способствует выбору оптимальных средств в учебно – коррекционной работе, особенно серьёзно подошла к этому вопросу. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции.
Выдерживая логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия, стремилась к целесообразному распределению времени между ними, обращала внимание на целенаправленность каждого этапа и его подчинённость общей дидактической цели.
Продуманная структура занятия была направлена на реализацию принципа динамичности восприятия (задания давались по нарастающей трудности, присутствовала смена видов деятельности).
Определяя содержание занятия, подбирала лексический, грамматический материал, игры и упражнения для развития познавательных, психических процессов, графо - моторных навыков с учётом индивидуальных и речевых, моторных возможностей учеников.
Стремилась к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но максимально продуктивным, с высокой речевой активностью детей.
Использовался принцип продуктивной обработки информации:
1. Самостоятельная обработка (при возможности);
2. С помощью учителя – логопеда;
3. С использованием наглядного материала.
Коррекционно – образовательные задачи были нацелены на знакомство учеников со значениями и с условием выбора правописания суффиксов -чик-, - щик-; отработку умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах; словообразование с помощью суффиксов, активизацию и обогащение словаря на базе лексической темы «Профессии».
Коррекционно – развивающая направленность занятия присутствовала в заданиях на развитие связной письменной речи, логического мышления, языкового анализа и синтеза, концентрации памяти и внимания, в использовании мнемотехнологий.
Разнообразие методов, занимательная форма занятия, игровые приёмы, смена видов заданий, проведение специальных упражнений, сюрпризные моменты - всё это способствовало повышению познавательной активности и сохранению интереса на протяжении всего занятия.
Вводная часть занятия дала положительный эмоциональный настрой, что способствовало быстрому вхождению учеников в работу. На начальном этапе занятия стремилась вызвать интерес к поставленной цели. Создать игровую ситуацию – предложив детям стать волшебниками. Подвести учеников к самостоятельному определению и осознанию темы занятия. Озвучить полную трактовку темы коррекционного логопедического занятия и обсудить правила использования суффиксов в русском языке.
При актуализации опорных знаний стремилась сразу вовлечь детей в эту работу. В ходе занятия предлагались разнообразные задания по типу, форме и материалу. Избегала односторонней направленности в своей деятельности, когда педагог берёт всё занятие «на себя», что нарушает формирование обратной связи «от ребёнка к учителю - логопеду».
Методы и приёмы работы старалась скомбинировать таким образом, чтобы реализовалось соотношение знаний, полученных «в готовом виде» и в самостоятельном поиске. Стремилась к формированию потребности в речи, обеспечивала мотивированность самого высказывания, используя при этом речевые опоры.
Подводя итог занятия, оценивала не только правильность ответов, но и
то, как учащиеся рассуждали, где возникали трудности и почему, использовалась самооценка воспитанников.
При демонстрации наглядных пособий акцентировала внимание в нужном направлении, при необходимости поясняла рассматриваемый объект, проводила словарную работу, выслушивала ответы. Применяя наглядные пособия, помнила о том, что они должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли развлекательного фона. Любую картинку использовала для решения определённой дидактической задачи. Система словесного поощрения позволила поддерживать интерес учеников на протяжении всего занятия. Эмоциональность, темп речи, смена интонации позволяли предупредить утомляемость детей.
Развивая коммуникативные универсальные учебные действия, обращала внимание на развитие монологического высказывания, формулирование собственного мнения.
Занятие старалась провести в соответствии с требованиями СанПиНа, для этого использовала здоровье сберегающие технологии:
1. соблюдение правильной осанки при различных видах учебной деятельности;
2. активный двигательный режим на занятии;
Интенсивность урока соответствовала возможностям детей.
Таким образом, чёткая постановка целей занятия, определение его структуры и преемственность этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации (последовательности) – это те условия, которые помогали мне провести качественное, познавательное, обучающее, интересное занятие.