Приложение МААМ

Самоанализ по самообразованию «Развитие связной речи посредством мнемотехники»

Татьяна Демченко
Самоанализ по самообразованию «Развитие связной речи посредством мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Демченко Татьяна Ивановна – учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 59, Ставропольского края, г. Ставрополь. 2017 – 2018 учебный год.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Публикация «Самоанализ по самообразованию „Развитие связной речи посредством мнемотехники“» размещена в разделах

В начале учебного года я выбрала тему ««Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» для самообразования.

Причиной выбора данной темы были многочисленные жалобы родителей на плохую память детей. Проблема снижения памяти чаще всего заключается в том, что у детей с ОНР не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Я поставила перед собой задачу научить своих воспитанников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила использовать прием мнемотехники. Мнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволило им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – условно-наглядная схема должна быть изображена так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы я использовала :

при обучении составлению описательных и творческих рассказов ;при заучивании стихов; при обучении пересказу художественной литературы.

Обучение рассказыванию

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала, выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь нам оказывали мнемотаблицы.

Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состояло из трех этапов

рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

рассказ по заданной теме (сначала с помощью, а затем – самостоятельно).

Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить этот процесс в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Суть мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе дети с большим трудом запоминали даже самые маленькие четверостишия, но в дальнейшем объем запоминаемой информации значительно увеличился.

При ознакомлении с художественной литературой мы вместе с детьми беседовали по тексту, рассматривали иллюстрации и отслеживали последовательность заранее приготовленной схемы к данному произведению.

Я обратила внимание, что если пересказывать текст с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание они уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений, а не на автоматическом заучивании предложенного материала.

Начинала работу от простого к сложному. Иногда использовала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, стихотворению или загадке.

Использование данной технологии в работе показало устойчивые результаты обучения и развития моих воспитанников. На практике я увидела, что постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы) «Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники» (из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного.

Опыт работы «Развитие памяти и связной речи у детей средствами мнемотехники» Уважаемые коллеги! Хочу рассказать о своей работе по самообразованию Работая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Отчет по самообразованию «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром». (Слайд)К. Д Ушинский говорил: Усваивая родной.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» воспитатель Ибадулаева Луиза Майиловна План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Воспитатель:.

План по самообразованию воспитателя средней группы «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность: Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает.

Развитие связной речи дошкольников с опорой на наглядную модель и использованием мнемотехники «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ по самообразованию «Развитие связной речи посредством мнемотехники»
Опубликовано: 27 сентября 2018 в 09:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ по самообразованию «Развитие связной речи посредством мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Демченко (УИ 1295720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД