Буслаева Наталья
Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста
(обогащение словарного запаса, формирование грамматического
строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели,если не найдут завершающего выражения в развитии связнойречи»
Публикация «Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что речь большинства детей нельзя назвать связной. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
*Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
*Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
*Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
*Употребление нелитературных слов и выражений.
* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
* Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
*Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
*Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Главной задачей развития ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К. Д. Ушинский писал: «Учитеребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Поэтому свою работу я начала с поиска вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого высказывания. Считаю, что эффективным средством, обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаем следующие задачи:
•развивать связную и диалогическую речь;
• развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
• обучать детей правильному звукопроизношению, знакомить с буквами;
• развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
• содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Первоначально игры с мнемопособиями были построены на 2-3 фразах. Символы подбирала таким образом, чтобы они были посильны детям для понимания и воспроизведения. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, использую, цветные мнемопособия, т. к. в этом возрасте у детей еще идет формирование сенсорных эталонов и в памяти детей остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серенькая и т. д Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс мнемоквадраты, с цветным изображением, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, окунулись в интересный мир сказки. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном, творческом процессе работы над произведением. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают, находят предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приё м художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки и рассказыванию по мнемотаблице. Мы отмечаем, что дети с интересом слушают сказки, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети работают над артикуляцией звуков, участвуют в занятиях по изодеятельности, играх, разучивают стихи. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, т. к. содержание занятий органично вносится в игровую среду. Дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т. д. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут использоваться:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания. Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Далее совместно с детьми составляем рассказ. Завершающий этап -самостоятельный рассказ ребёнка. Опираясь на свой опыт, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, цветах. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую схемы, мнемотаблицы по темам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Одним из интересных приемов развития связной речи является работа с «тактильными дощечками». Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность приклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, семена, и т. д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладываются дощечки. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет какая она на ощупь, что она ему напоминает, гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая. Использую игры с тактильными дощечками для индивидуальной и групповой работы. Мнемотехника многофункциональна. Увидев ценность данной работы, ее результативность, мы с легкостью включаем данную технику во все виды занятий.
На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно - печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи детей нашего ясли- сада также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение разработать проект по организации сотрудничества ДО и семьи в вопросах развития речи детей. Поставила задачу родителям, что развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Поэтому считаю, что актуальность данного проекта заключается в том, что в развивающую работу по развитию речи детей были вовлечены родители воспитанников. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный проект позволил значительно повысить уровень речевого развития детей.
Определены основные задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
2. Познакомить родителей с мнемотехникой как средством развития речи детей;
3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
В период реализации проекта уделяли особенное внимание вопросам развития речи детей. Составленное планирование позволяет охватить самые важные направления развития речи дошкольников. Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т. д. - это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Родителей приглашаю в ясли- сад на открытые занятия и мероприятия, а также предоставляем информацию (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего использования в домашних условиях.
Предоставляю родителям теоретический и практический материал по развитию речи, стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении.
Для выявления уровня развития сформированности связной речи провела диагностику, используя методику О. С. Ушаковой.
В результате у воспитанников:
• наметилась положительная динамика развития связной речи;
• большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно текст без помощи воспитателя, повысилась познавательная активность детей.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, удаётся достичь следующих результатов
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.