Екатерина Сапронова
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Структура детского исследования - экспериментирования:
Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях);
Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы);
Формулирование выводов.
3. Разработала перспективный план работы с родителями.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Эта картотека находится у нас в приемной. Родители могут пользоваться, взяв карту с рекомендациями о проведении какого-либо опыта домой на выходные. Родителям так понравилась эта форма работы, они даже в выходной день высылают мне фотографии о том, как проходит их совместное исследование какого-либо предмета. Когда вижу их счастливые лица на фотографии и слышу после выходных рассказы детей о том, как они с родителями проводили исследования, я начинаю гордиться собой. Это все подтверждает, что я получаю ожидаемые результаты!
На одном из родительском собраний предложила игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Провожу для родителей семинары-практикумы по теме детского экспериментирования («Не бойтесь быть Плюшкиным», «Волшебные краски», «Танцующая фольга» и др.).
Регулярно в приемной размещаю консультации для родителей («Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома», «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», «Детское экспериментирование в семье» и т. д.).
На начала своей работы по данной теме проводила анкетирование родителей и одной из анкет была «Отношение к познавательно-исследовательской активности Вашего ребенка». Повторно провела анкетирование через год работы. Результаты приятно порадовали меня. Результаты в %
Критерии:
Постоянно занимаются с детьми
экспериментированием (Сентябрь 2016 -63%, сентябрь 2017-78%).
Редко экспериментируют (Сентябрь 2016- 27%, сентябрь 2017-14%).
Никогда не занимаются экспериментированием (Сентябрь 2016 - 12%,сентябрь 2017-5%).
Создают условия ребенку для исследовательской деятельности (Сентябрь 2016-56%, сентябрь 2017-77%).
Запрещают исследования, относятся с неодобрением к тому, что ребёнок что-то делает не так (разливает воду, пачкает и др. (Сентябрь 2016-39%, сентябрь 2017-11%).
За год работы значительно повысился уровень компетентности родителей. Они стали активно принимать участие в воспитании творческой и самостоятельной личности, своих детей.
4. Диагностика
Используют диагностическую методику «Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности», разработанную профессором Савенковым А. И. : «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы»
Три кита исследовательского обучения:
Савенков Александр Ильич, организатор, руководитель и председатель жюри Российского конкурса для дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», доктор психологических и педагогических наук, академик Академии педагогических и социальных наук разделяет программу исследовательского обучения дошкольников на три элемента:
1. Развитие у детей исследовательских умений и навыков:
Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить собственные мини-доклады;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
2. Детская исследовательская практика:
Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Непосредственно образовательную деятельность в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.
3. Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников :
Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребёнку изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Результаты диагностики развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста, в %
Показатели (сентябрь) :
1. Скорость ответа на проблемный вопрос (Высокий уровень 2016 - 19%,2017-27%;Средний уровень 2016-43%, 2017-55%; Низкий уровень 2016-38%, 2017- 18%)
2. Быстрое нахождение задач (Высокий уровень 2016 -14%,2017- 31%; Средний уровень 2016-43%,2017-54%; Низкий уровень 2016-43%, 2017-15%)
3. Нахождение новых способов решения задач (Высокий уровень 2016 -9%,2017-17%;Средний уровень 2016-43%,2017- 52%;Низкий уровень 2016-47%, 2017-31%)
4. Реакция на помощь в решении задач (Высокий уровень 2016 - 14%, 2017- 29%; Средний уровень 2016-43%, 2017-58%;Низкий уровень 2016-43%, 2017-13%)
Сравнивая результаты диагностики за сентябрь 2016 года и сентябрь 2017 года, можно увидеть, что показатели значительно увеличились. Скорость ответа на проблемный вопрос: высокий уровень увеличился на 8%, низкий уровень уменьшился на 20%. Быстро находят задачу: высокий уровень увеличился на 17%, низкий уровень уменьшился на 28 %. Нахождение новых способов решения задач: высокий уровень увеличился на 8%, низкий уровень уменьшился на 16%. Реакция на помощь в решении задач: высокий уровень увеличился на 15%, низкий уровень уменьшился на 30%.
Показатели критериев развития исследовательских способностей (сентябрь) :
1. Развитие познавательных способностей (Высокий уровень 2016- 14%, 2017-25%;Средний уровень 2016-43%, 2017-55%;Низкий уровень 2016-43%, 2017-24%)
2. Развитие творческого воображения (Высокий уровень 2016- 9%, 2017-17%;Средний уровень 2016-38%, 2017-60%;Низкий уровень 2016-53%, 2017-18%)
3. Развитие творческого мышления (Высокий уровень 2016- 14%, 2017-27%;Средний уровень 2016-38%, 2017-58%;Низкий уровень 2016-48%, 2017-15%)
4. Развитие коммуникативных навыков и умений (Высокий уровень 2016- 19%, 2017-32%;Средний уровень 2016-47%, 2017-65%;Низкий уровень 2016-34%, 2017-7%)
Анализ результатов за сентябрь 2016 года показал, что:
- Дети группы недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира;
- Испытывают затруднения производить мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать;
- У детей есть желание к исследовательской деятельности, но уровень активности, самостоятельности, творчества в решении задач низок;
- Отмечается бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения и навыки, заниженная самооценка;
- Слабое формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.
В своей работе отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
За год работы по данной теме сделала вывод, в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Свою тематическую работу я проводила совместно с музыкальным руководителем и инструктором физической культуры на организационных занятиях, праздниках.
Консультируюсь с психологом на интересующие меня в психологическом аспекте вопросы. Также совместно с психологом провожу диагностику. Получаю своевременные и актуальные рекомендации от методиста по теме «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность».
Участвую в различных семинарах в рамках ДОУ.
Свою методическую работу «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность» опубликовала на сайте МААМ. RU (www.maam.ru/users/692769). Так же активно участвую в дистанционных международных и всероссийских конкурсах для воспитателей. Имеются сертификаты и удостоверения. В данное время являюсь участницей районного конкурса «Педагогический дебют 2018».
Свою работу планирую продолжать еще два года. Для себя открываю много неизведанного, а главное полезного для моих воспитанников.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».