Ольга Кремнева
Самоанализ педагогической деятельности «Весь мир — театр, а люди в нем — актёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Пьер де Ронсар
В нашем современном обществе мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение моральных устоев, выражающиеся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях.
Темочки:
- Самоанализ
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие, важное значение, для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Начала свою профессиональную деятельность осенью 2011 года в детском саду №27 первомайского района города Новосибирска. Несмотря на то, что по первому образованию я технолог – машиностроения, решила дальше пойти учится в новосибирский педагогический университет и закончила его в 2015 году. Я очень рада, что сделала именно такой выбор. Весной 2016 года я закончила курсы повышения квалификации на тему «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ». Постоянно принимаю участие сама и со своими детьми в конкурсах и фестивалях районного и городского уровня. Я, как педагог и мои дети являлись многократно лауреатами конкурса «Мир прекрасного». В начале своей профессиональной деятельности мы с детьми приняли участие в конкурсе на лучшую поздравительную открытку для кампании «Чистая вода». Мы получили благодарность и сертификат от кампании. В ходе мною был реализован проект «Мы друзья воды». К 70-летию великой победы был реализован проект «70 лет великой победы». В 2015 году я принимала участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года». В 2016 году танцевальная группа, в состав которой я входила, получила диплом лауреата 1-ой степени районного этапа конкурса «Признание – 2016»
В нашем детском саду воспитательно - образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
В своей работе я стараюсь организовать педагогический процесс с учётом особенностей здоровья детей, режима дня, изучения интересов каждого ребёнка, а, следовательно, проектирования самостоятельной деятельности детей, использования психологических разгрузок, обсуждения дел в течение дня со всем детским коллективом. В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу сценического мастерства. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Тему и цель своей деятельности я определила на самом раннем этапе работы в детском саду. Скорее даже я её не определила, а мне её подсказали дети. Глядя на детей во время игровой деятельности я с уверенностью могу сказать, что каждый из них проживает свою собственную жизнь, копируя в своих играх взрослых, любимых героев и стараются быть на них похожими.
Целью моей работы является: духовно нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Дать представления о честности, справедливости, доброте, воспитать отрицательное отношение к жестокости;
• Научить оценивать свои и чужие поступки, а также поступки персонажей;
• Развить чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям;
• Закрепить культуру общения и поведения, во время подготовки и проведения спектаклей;
• Развить умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
• Последовательно познакомить с различными видами театра;
• Привить интерес к театрализованной игре, желанию попробовать себя в разных ролях;
• Развивать речь и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
• Воспитать артистические качества, раскрыть творческий потенциал;
Предполагаемые умения и навыки детей к концу учебного года.
• дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
• показывают несколько артикуляционных упражнений, при этом передавая эмоциональное состояние героя мимикой;
• произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читают стихотворный текст;
• передают образ героя характерными движениями;
• действуют на сцене в коллективе;
• держатся уверенно перед зрителями;
Элементы педагогических технологий :
• здоровье-сберегающие технологии;
• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
• игровые технологии;
• интегрированное обучение;
• взаимодействие с семьёй;
• групповые;
• проблемное обучение.
Свою работу стараюсь организовать с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
Дети знакомились с литературными произведениями, которые использовались в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
Дети рисовали разными материалами сюжеты и персонажей, изготавливали кукол из разного материала.
Знакомились с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями русского народа.
Дети отмечали характер музыки, определяя по нему характер героя и его образ, осваивали различные танцы, разучивали песни.
Использовали скороговорки и потешки.
Использовали подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Использовали дидактические игры.
Участвовали в спектаклях (готовились к ним). Дети учились порядку: убирали помещение после занятий, расставляли все по местам в театральном уголке.
Использовали здоровье-сберегающие технологии (артикуляционная и пальчиковая гимнастики)
Знакомились с правилами поведения в театре; формировали навыки безопасного поведения в подвижных играх.
Развивающая среда.
Наполнение развивающей среды разными видами театров : пальчиковый, кукольный, театр теней, настольный и костюмированный (приложение 1)
Весь материал для детей был размещён в свободное для них использование. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды я старалась обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка. В группе была оборудована театральная зона, а также "уголок" уединения, где ребёнок может побыть один или просто прорепетировать свою роль. Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находятся разнообразные костюмы и ткани для ряжения. Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный зал) где проводятся театрализованные занятия и разнообразные праздники.
Ресурсное обеспечение играет не последнюю роль в качественном образовании. Для удобства, детям было сначала предложено посмотреть мультфильм, а затем проанализировать героев и их поступки. А в дальнейшем постараться сыграть роль персонажа, учитывая характер, мимику и эмоциональное поведение героя.
Таким образом, при создании развивающей среды мною были соблюдены следующие принципы:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- предоставления права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещений и оборудования.
Работа с родителями.
Основной задачей при работе с родителями была одна донести до них важность данной темы. Для начала я познакомила родителей с основными направлениями театрализованной деятельности. Далее я разработала план взаимодействия с родителями (приложение 2).
Родители принимали активное участие в организации театрализованной деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила преодолеть традиционный подход. Такая организация театрализованной деятельности не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с другими взрослыми. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т. к. взрослые и дети выступают как равноправные партнёры взаимодействия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Все занятия проводятся в игровой комнате. Генеральные репетиции к спектаклям и сам спектакль проходит в музыкальном зале.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.
В ходе совершенствования диалогов эффективно происходит речевое развитие ребёнка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами и настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы и звуки, которые способствуют развитию психических процессов детей. Обретая при этом самостоятельность, инициативность, эмоциональную отзывчивость.
Вывод:
В результате проделанной работы дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях. Дети научились оценивать поступки не только свои, но и своих друзей.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки, учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.