танзиля жолаева
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования.
При этом основная функция современной дошкольной образовательной организации (ДОО) – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего зависит качество работы в ДОО?
1. От качества работы воспитателя.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных для творческого поиска педагогами новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Таким образом, качество – это результат деятельности всего педагогического коллектива.
Известный педагог А. С. Макаренко большое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.
Поэтому целью своей деятельности в должности старшего воспитателя считаю: создание в ДОУ целостной педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала педагога и педагогического коллектива.
Достижение поставленной цели осуществляю через следующие задачи и основные направления деятельности :
• Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
• Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников;
• Изучение личностных особенностей воспитателей, в целях наилучшей организации учебно-воспитательной деятельности;
• Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;
• Координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
• Координация деятельности ДОО с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников ДОО в целом;
• Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы детского сада;
• Повышение уровня воспитательно-образовательной работы через повышение профессионального уровня воспитателей.
Залогом успеха в повышении эффективности своей деятельности считаю выполнение основных управленческих функций: анализ, планирование, организация, контроль.
Организуя свою деятельность, я стараюсь, прежде всего, создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков, объединить усилия педагогов для достижения общей цели. Создать в коллективе здоровую творческую атмосферу. Так как успехи коллектива складываются из достижений каждого участника педагогического труда.
Всякий образовательный процесс – это система, поэтому и методическую работу в детском саду я стараюсь строить в системе.
Система методической работы нашей ДОО – это:
• Организация методического кабинета
• Создание инициативных творческих групп (в ДОО с 2006 года организованы и работают творческие группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Алгъыш», по выпуску газеты «Жаворонушки», с 2008 года творческая группа по внедрению инновационных практик)
• Работа аттестационной комиссии
• Организация текущего и перспективного планирования
• Работа по всем направлениям программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева.
• Использование авторских методик и технологий О. М. Ельцова «Риторика для дошкольников», Е. В. Колесникова «Математические ступеньки», «Обучение грамоте» по методике Н. А. Журова, «ОБЖ» Стеркина Р. Б. и другие.
• Работа по изучению и внедрению программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева.
• Совершенствование воспитательно-образовательного процесса
• Просветительская работа для родителей
• Взаимодействие с социумом
• Система контроля (Приложение 1)
Методическая работа в ДОУ осуществляется через Педагогический совет
и строится на:
• Проведении диагностики профессиональных потребностей педагогов;
• Изучении индивидуальных планов, программ;
• Определении тем самообразования.
Все это вносит конкретность в деятельность каждого воспитателя, нацеливает его на решение практических задач. В конце учебного года перед составлением годового плана мною проводилось анкетирование педагогов, выявляющее запросы в том или ином направлении работы. (Приложение 2)
Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление методического кабинета нашего детского сада отвечает потребностям воспитателей и направлено на оказание им помощи в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности : подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д. В кабинете имеются нормативные документы, методическая и справочная литература, иллюстрации, фотоматериалы, познавательные DVD диски, наглядные пособия и др. Для удобства пользования, я, с помощью воспитателей, распределила материалы по разделам. Традиционным стало проведение выставок в методкабинете. Цель которых – практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление с новинками методической литературы. Постоянно действующие выставки: «Новинки литературы», «В помощь воспитателю» и эпизодические: «Работа с детьми в зимний период», «Готовимся к педсовету», «Безопасное лето» и другие.
Ключевой функцией методической работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса. Годовой план составляю на основе анализа работы ДОО по результатам учебного года и диагностики информационных и профессиональных потребностей педагогов. Это позволяет выявить затруднения воспитателей, определить основные направления в содержании работы.
План работы ДОО составляю с учетом:
• Возможности материально-технической базы
• Кадрового состава и его профессионального уровня
• Перспектив педагогического коллектива на будущее
Годовой план стараюсь не перегружать методическими мероприятиями, т. к. считаю, что он должен быть конкретным и выполнимым, предполагающим решение задач через различные формы методической работы. Поэтому, наряду с традиционными формами работы с кадрами, стараюсь выбрать такие формы методического сопровождения, которые позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности: психологические тренинги, игры на формирование коммуникативных способностей. Дискуссии, поисково-творческие задания, педагогические кроссворды и др. Ценность этих форм в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.
В ДОУ в течение учебного года проводятся различные смотры-конкурсы: подготовки к новому учебному году, групповых приемных, «Организация предметно-развивающей среды» и др. Лауреатов и победителей совместно с заведующей ДОУ отмечаем благодарностью на педсовете, что способствует повышению рейтинга педагогов в своем коллективе.
Постепенно в работу с педагогическим коллективом планирую ввести новые формы:
• Педагогические мастерские, цель которых: обмен опытом работы педагогов имеющих разные квалификационные категории
• Мастер-класс: передача высококвалифицированными педагогами своего опыта
• Постоянно действующие семинары: цель – работа по изучению и внедрению новых программ и технологий, направленная на повышение педагогической грамотности педагогов (Приложение 3)
Такое распределение, считаю, позволит определить формы работы с каждой группой и коллективом в целом.
Примерные планы-проспекты некоторых методических мероприятий, проведенных мною с педагогическим коллективом, представлены в приложении. (Приложение 4)
Осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль провожу не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, соблюдаю его алгоритм: определяю цель и объект контроля, разрабатываю программу, собираю информацию, делаю анализ, вырабатываю рекомендации и определяю пути исправления недостатков, назначаю сроки проверки исполнения рекомендаций. При проведении контроля, использую различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей и родителей, беседы.
Эффективными методами контроля считаю взаимопосещения педагогов, коллективные просмотры занятий: в 2016 – 2017 учебном году это были занятия по развитию мелкой моторики, развитию речи, развитию элементарных математических представлений, физкультурное занятие. (Карты анализа - в приложении 5).
Результаты проверок оформляю в виде аналитических справок и знакомлю с ними коллектив на педагогическом совете.
Результативность педагогической деятельности зависит от квалификации педагога. Новые программы, новые технологии требуют новых знаний, умений, поэтому необходимо постоянное повышение квалификации.
Наши педагоги повышают квалификацию в различных формах: курсы при ИПК ПРО КБГУ, наблюдение и анализ работы передовых педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение квалификации в нашей ДОО охватывает всех педагогов и проходит по перспективному графику, составленному мною совместно с заведующей ДОО, учитывающему сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику.
Эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, я помогаю им выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат. (Приложение 6)
Важное место в своей работе отвожу подготовке педагогов к аттестации. С целью оказания помощи организую консультации, выставки методической литературы. За период моей работы в должности старшего воспитателя 11 педагогов аттестованы на первую квалификационную категорию и пять педагогов на высшую квалификационную категорию.
Здоровье самых маленьких граждан России – актуальная тема, которую по праву называют общечеловеческой, глобальной, планетарной.
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Закон РФ «Об образовании», Концепция дошкольного воспитания, ФГОС ДО.
«Программа развития» нашего ДОО, в разработке которой я принимала участие, также выделяет сохранность здоровья воспитанников, как основной критерий качества образовательной деятельности.
Понимая важность данного вопроса, учитывая проблемы детского сада, я, совместно с творческой группой педагогов работаю над разработкой программы «Здоровый малыш».
Программа определяет план действий и реализацию их в течение пяти лет, она способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности, помочь педагогам и родителям вырастить детей здоровыми и крепкими, приучить ценить свое здоровье, ответственней относиться к нему.
Реализация задач всей системы учебно-воспитательной работы в ДОО невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса : детей, педагогов и родителей. В нашем детском саду под моим руководством, разработан и осуществляется проект «Взаимодействие детского сада и семьи». (Приложение7)
Данный проект реализовывается поэтапно, через различные традиционные и нетрадиционные методы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Наиболее удачными нам показались такие формы как:
- круглый стол;
- семейный клуб
- родительские собрания в форме деловой игры;
- семинары – практикумы и семинары – тренинги;
- совместная деятельность взрослых и детей, выставки совместного творчества;
- дни «Открытых дверей»;
- газета ДОО для родителей «Жаворонушки»;
- спортивные семейные праздники;
- информационные бюллетени, памятки;
- семинары для родителей вновь поступающих детей.
В результате тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, педагоги заручаются пониманием со стороны родителей, а те в свою очередь уверены, что детский сад всегда окажет им психолого-педагогическую поддержку при решении разного рода проблем. По результатам опроса – 80 процентов родителей удовлетворены работой нашего ДОУ. (Приложение 8)
Опытом своей работы с родителями я поделилась с коллегами на районной родительско-общественной конференции «Мы и наши дети» в 2011 году, где читала доклад «Взаимодействие детского сада и семьи как условие гармоничного развития ребенка». (Приложение 9).
Для более полной реализации задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду организовано активное взаимодействие с социумом: спорткомплекс «Баксан», детская библиотека, дом детского творчества, Краеведческий музей, Школа искусств, МОУ «СОШ №3», детская поликлиника и другие.
Считаю, что деятельность моя результативна и об этом свидетельствуют следующие показатели:
• в октябре 2012 года ДО МОУ «СОШ №3» награждена дипломом за победу в номинации «Признание- 2012» как лучшее дошкольное отделение муниципального общеобразовательного учреждения, обеспечивающее на высоком профессиональном уровне реализацию социально-образовательной районной программы «Шаговая доступность дошкольного образования с 1,5 до 7 лет»;
• в 2014 году ДО МОУ «СОШ №3» награждена дипломом УГИБДД КБР, за внесенный вклад в формирование правосознания у подрастающего поколения и проявление гражданской позиции в области обеспечения безопасности дорожного движения и участие в Республиканском конкурсе макетов «Мой безопасный путь в детский сад»;
• в 2014 году, семь педагогов ДО МОУ «СОШ №3» занесены в книгу «Лучшие педагоги и учащиеся школ КБР», в том числе и я;
• в 2011 году я стала лауреатом регионального конкурса на лучшую эмблему проекта «Детские сады - детям», награждена дипломом III степени;
• в 2015 году награждена грамотой за активное участие в пропаганде противопожарных знаний среди учащихся.
• имею грамоты министерства образования и науки КБР, администрации Эльбрусского района и РУО за плодотворную работу в системе образования.
• педагоги нашего ДОУ под моим руководством становились призерами и лауреатами районного конкурса «Воспитатель года» разных лет;
• разработана и утверждена «Программа развития ДОО» на 2014-2019 годы;
• разработан проект «Взаимодействие детского сада и семьи»;
• созданы и действуют творческие группы;
• педагоги нашей ДОО обобщили и представили опыт своей работы на районных методобъединениях, активно принимают участие в мероприятиях различного уровня;
• с июня по сентябрь 2012 года в рамках повышения квалификации педагогов на базе нашего ДОУ прошли три республиканских семинара ИПК ПРО КБГУ на которых наши педагоги показали свой опыт работы, выступили с докладами и консультациями;
• в ноябре на базе нашего ДОУ прошел районный постоянно действующий семинар-тренинг «Приоритетные направления модернизации современного дошкольного образования», где мы представили опыт работы нашего учреждения по экспериментированию, моделированию и проектированию с детьми; (Приложение 10);
• с 2006 года издается газета ДОУ «Жаворонушки» (Приложение 11);
• 100% педагогов прошли своевременно курсы повышения квалификации, 44% имеют квалификационные категории, 40% имеют высшее педагогическое образование;
• результаты работы коллектива – это и достижения наших воспитанников, которые становятся призерами, лауреатами и победителями конкурсов и фестивалей различных уровней: районный конкурс детского творчества «Рисует семья» - 3 место, районный спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» - 2 место, дипломы за участие районный фестиваль «Моя Кабардино-Балкария»; районный спортивно-оздоровительный праздник «Преодолей себя» для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
• опосредованным результатом своей деятельности считаю повышение уровня готовности детей к школе: увеличилось число выпускников с высоким уровнем готовности к обучению в школе на 26%, снижение уровня заболеваемости на 7%.
На этих результатах я не останавливаюсь, совершенствую свое профессиональное мастерство через изучение новейших достижений передовой педагогической науки и практики.