Галина Носкова
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Необходимое условие успеха в любой деятельности – это любовь к своей профессии.
Вот уже 32 года я работаю воспитателем. За время работы в детском саду мне довелось работать с детьми разного возраста. Самый ответственный период - адаптация ребенка в ДОУ. Это и очень сложный этап, и самый интересный. Когда плачущий карапуз не хочет отпускать маму на работу, нужно собрать все свои силы, умения, вспомнить приемы и методы, набраться терпения, чтобы сделать пребывание малыша комфортным, уютным. Как приятно видеть, какой это бальзам на душу, когда через некоторое время ребенок уже идет к тебе на руки, тянется, как к близкому человеку. Уже и с мамой легче расстается. Это значит, доверяет, а воспитатель – нечужой человек.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Работа с детьми старшего возраста имеет свою особенность. Здесь необходимо быть старшим другом. Другом умеющим, знающим, способным помочь и научить. Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе.
В моей работе на первый план выходит просто помочь увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать. поговорить по душам, а ещё каждый день общаться с детьми такими разными и неугомонными, любить, потому что нельзя воспитать ребёнка, не любя его.
Своими достижениями в работе я считаю достижения моих воспитанников, их успехи, ещё благодарность родителей, сотрудников, учителей и конечно же - любовь, доверие и привязанность детей. Это счастье для воспитателя, когда ребёнок, приходя в детский сад, говорит: «Я по тебе скучал!». А бывшая воспитанница при встрече скажет: «Как я рада видеть Вас, моя любимая воспитательница». Вот она бесценная награда за труды.
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, который включает пять образовательных областей, одной из которой является, художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Мы знаем, что основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
В настоящее время я работаю в старшей разновозрастной группе с детьми от 5 до 7 лет. В моей группе планирование по организации продуктивных видов деятельности детей ведется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014г, по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Змеиногорский детский сад «Колокольчик», в соответствии с ФГОС.
Цель моей работы в этом направлении - это всестороннее развитие творческих способностей, через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
Образовательные:
• формировать навыки работы с различными материалами;
• способствовать овладению разными технологическими приёмами.
Развивающие:
• развивать фантазию, внимание, воображение;
• знакомить с сенсорными эталонами;
• развивать мелкую моторику рук;
• активизировать словарь.
Воспитательные:
• воспитывать художественный вкус;
• воспитывать чувство ответственности коллективизма;
• воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость;
• вызвать положительные эмоции.
Начала работу по данной теме в младшей группе с нетрадиционных способов рисования, так как детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В своей работе использую инновационные педагогические технологии, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
В рамках реализации проекта
«Шедевры из ладошки» была оформлена выставка детских работ «Рыбки в аквариуме» Сейчас я работаю над проектом по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» в старшей разновозрастной группе, цель которого, развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Что я развиваю у детей в процессе занятия продуктивной деятельностью?
• Развиваю речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Привлекаю детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
• Формирую такие качества, как пытливость, инициативу, умственную активность, любознательность и самостоятельность.
• Сенсорное развитие: формирую представления о предметах, знания об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
• В процессе продуктивной деятельности сочетаю умственную и физическую активность. Ведь для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями.
• У детей создаются свои впечатления об окружающем мире, и выражается свое отношение к нему.
Постоянно работаю над оснащением предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. В зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются или обновляются различные центры.
В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, технологические карты с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. В центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, камушки, шишки, ракушки, разных размеров коробочки, дидактические игры и т. п.). По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Детям очень нравится заниматься продуктивной деятельностью. Мы делаем открытки к праздникам, пейзажи по временам года, изготовляем украшения и сувениры к праздникам, пригласительные билеты, афиши, гирлянды, ёлочные украшения и пр. Детские поделки использовались в оформлении детского сада, были организованы выставки поделок для родителей, такие как «Природа и фантазия», «Новогодний калейдоскоп», «Я помню, я горжусь!» и т. д.
Со старшими детьми я веду кружок «Очумелые ручки», Составила перспективный план работы, написала конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми, я с увлечением начала постигать уроки мастерства: тестопластика, изготовление 3Д открыток, пластилинография и многое другое. Так на занятиях кружка, совместно с детьми, мы изготавливаем поделки из теста, поделки в технике оригами и т. д. Всё это помогает мне обновлять интерьер развивающей среды группы и участка детского сада, я оформила центр «Творческая мастерская», центр дежурства, центр «Наша библиотека». В работу, я вкладываю частичку своей души. Эти увлечения помогают мне участвовать в различных выставках и конкурсах.
Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
При взаимодействии с родителями использую следующие формы работы:
• консультации,
• папки – передвижки,
• провожу выставки с участием родителей,
• изготовление поделок,
• развлечения,
• родительские собрания.
Для родителей разработала:
- рекомендации по организации продуктивных видов деятельности ребенка в семье.
- папки – передвижки: «Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников»
- консультации «Совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребенка с учетом его возрастных особенностей»
Совместно с родителями оформлены выставки:
- «Весна идет! Весне дорогу!»
- «12 апреля – День космонавтики»
- «Как я провёл лето!»
Опыт работы по развитию художественно-эстетических способностей детей через продуктивную деятельность очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносили разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.
С целью самообразования постоянно изучаю новинки методических пособий, знакомлюсь с материалами и документами в СМИ дошкольных сайтов для работников, принимаю активное участие в конкурсах, как муниципального уровня, так и всероссийского, а также привлекаю к участию в конкурсах своих воспитанников.
Достигнутые результаты:
• повысилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки;
• дети освоили технику работы с бумагой, научились выполнять разные поделки;
• у детей сформировались навыки планирования индивидуальной и коллективной работы;
• дошкольники овладели многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ.