Светлана Бречко
Самоанализ педагогической деятельности по формированию валеологического сознания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, помня, что здоровье является самым большим богатством человека.»
(Гиппократ)
В народе говорят: «Или вы беспокоитесь о своем здоровье, или оно побеспокоит вас». Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо формировать культуру здоровья, прививать им понимание преимуществ и приоритетов здорового образа жизни, предоставлять основательные знания об основах здоровья, о влиянии природы на человека. Ведь очень важно, чтобы эти знания, умения и навыки малышей со временем стали привычками и потребностями. Главную задачу вижу в том, чтобы сформировать у ребят сознательное отношение к собственному здоровью, приучить их заботиться о себе и своих близких. Учитывая это, предоставление детям системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, совместная с семьей забота о становлении их физического, психического, социального и духовного здоровья является важным звеном моей работы.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Осанка. Конспекты занятий
- Самоанализ
- Темочки
Еще с раннего возраста мои воспитанники невольно овладевают определенным объёмом знаний о здоровье. Пытливо исследуя все вокруг (на занятиях, во время игр, самостоятельной деятельности, и тому подобное., они постепенно, даже неожиданно для себя, делают свои маленькие открытия. Скажем, когда дети подражают взрослым, которые делают гигиенические процедуры, заботящиеся о собственном теле, то узнают, что такое мыло, полотенце, что с ними нужно делать и тому подобное.
Мои малыши проявляют интерес к собственному организму, они пытаются исследовать его, как могут, и получить ответы на свои вопросы, в этом я их поддерживаю. Им интересно все, даже, что кушать на обед, как об этом первым узнает носик, который почувствовал запах с кухни. Впоследствии дети уже запомнят, что так будет всегда, если носик будет дружить с носовым платочком. Так, дети пополняют свои знания с каждым новым вопросом и ответом на него, а таких насущных вопросов у них много. В конце концов, малышам интересно, как всегда быть здоровым, и мы взрослые должны им помочь узнать об этом. Очень важно сформировать у детей ценностное отношение к здоровью и мотивацию здорового образа жизни.
Осознание приоритетности здоровья происходит постепенно. Сначала дети должны усвоить элементарные знания о своем организме, гигиенические правила ухода за ним, гигиены питания. Исходя из концептуальной идеи: «Знаю – умею – делаю все, чтобы быть здоровым!», было разработано:
Вариативная авторская программа «Солнышко» (2009г.);
Методические рекомендации по предоставлению дошкольникам знаний об основах здоров’я (2009);
Система формирования знаний об основах здоровья (2009г.);
Практическое пособие для детей по валеологическому образованию. (2013г.)
Придерживаюсь принципов:
научной обоснованности,
доступности,
использование традиций свого народа относительно сохранения и укрепления здоровья.
Задачи, которые решаются во время воспитательной работы с детьми по вопросам формирования эколого-валеологического сознания у дошкольников предоставили возможность:
- Научить детей ориентироваться в жизни, выделять основное и второстепенное, безопасное – опасное, приятное и неприятное; овладевать практическими навыками; находить своё место в социальной среде; реализовать собственные возможности, почувствовать себя счастливым. - Научить ценностно относиться к природе, предметам, людям, собственному «Я».
- Сформировать базовые качества личности (гуманность, ответственность, рассудительность, наблюдательность).
- Сформировать у дошкольников элементарной жизненной перспективы (представление о себе прошлого - настоящего-вероятностного будущего).
Свою работу построила по циклам:
I Цикл: «Я и мой организм».
II Цикл: «Я и моё здоровье».
III Цикл: «Я -личность».
IV Цикл: «Моя безопасность».
V Цикл: «Я и природа. Зелёная аптека».
VI Цикл: «Родителям о детях».
Знания по этим циклам дети получают не только на занятиях, но и в повседневной жизни (прогулки, наблюдения, исследовательская деятельность, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы и др).
Вместе с медицинской сестрой разработала комплексный план укрепления здоровья детей, что предполагает не только профилактику заболеваний, но и формирование у дошкольников основ здорового образа жизни. Все мероприятия и профилактические процедуры мы стараемся осуществлять так, чтобы детей это не тяготило, а наоборот – им было интересно и приятно. Дети принимают витаминные чаи (с лимоном, шиповником, проходят курсы ароматерапии ( эфирные масла: лимона, эвкалипта, пихты, включаем солевую лампу. Это положительно влияет на деятельность желудочно – кишечного тракта, легочной и кровеносной системы. После консультации с врачом относительно возможного проведения курса ароматерапии и фитотерапии, разработали рекомендации по проведению комплексного подхода курса арома – фито профилактики. Курс сопровождаем упражнениями на релаксацию и музыкотерапию. В холодное время года на подоконнике мы устроили небольшой огород, где выращиваем зелёный чеснок и лук, ввели овощные и фруктовые дни, в этом нам помогли наши родители приносят овощи и фрукты со своего огорода. Весной мы сажаем овощи и зелень на своем огороде, на клумбе сеем семена эхинацеи, календулы, цветы которых используем во время приготовления травяного чая. Конечно, сложно представить себе оздоровительную систему без физических упражнений. Физкультурно – оздоровительная работа осуществляется под непосредственным руководством инструктора по физической культуре. Во время физкультурных занятий обязательно проводим самомассаж, дыхательные упражнения. Творчески используем нетрадиционное оборудование.
Сложно преувеличить роль закаливания для организма, который подрастает. Способов для этого существует немало.
Использую:
Сухое и влажное обтирание махровой рукавичкой;
Ходьба по дорожке «здоровья»;
Обливание рук до локтя водой из водопровода;
Ходьба босиком в групповой комнате, а летом – по траве, по теплому асфальту.
Поиск эффективных методов оздоровления детей привёл меня к нетрадиционным технологиям. Так, чтобы снять нервно – психическое напряжение, обеспечить психологический комфорт детей, особенно в период их адаптации к условиям дошкольного учреждения использую песок (песочная терапия, краски (арт-терапия, музыку, которая позволит ребенку расслабиться (звукотерапию, детство, это всегда сказка и детям всегда интересно увидеть, как оживает сказка в куклах (сказкотерапия) .
Природа благотворно влияет на человека: успокаивает, даёт новые впечатления. Еще в древности Гиппократ сказал: «Лечит болезни врач, но исцеляет природа». Для маленького человека природа имеет большое значение, поэтому в нашей группе есть много цветов, их зелень всегда вызывает положительные эмоции у малышей, особенно зимой. Дети имеют возможность не только наблюдать, но и ухаживать за животными. В группе живут: декоративный кролик, аквариумные рыбки, черепаха. Уход за животными помогает организовать ребёнка, воспитывает в нём ответственность, любовь к природе. Дети сами заготавливают для королика траву на зиму, приносят ему угощение (морковку, капусту, яблоки и тому подобное).
Никакая воспитательная работа не может проходить без участия родителей, так как работа с семьей является неотъемлемой составляющей оздоровительной деятельности. Главной целью нашей совместной с родителями работы является формирование у детей осознанного отношения к своему организму, с раннего детства прививать им необходимые санитарно – гигиенические навыки. Каждый малыш должен понимать, как важно избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, который не повредит физическому и психическому состоянию. Безопасность ребенка в значительной степени зависит от родителей. Ведь немало проблем, связанных с безопасностью дошкольников, невозможно решить только в стенах дошкольного учреждения. Поэтому я доношу до родителей те вопросы, с которыми прежде всего следует знакомить детей в семье. Для этого мною были организованы следующие мероприятия: круглый стол, консультации, были проведены тесты, родительские собрания. Родители приняли активное участие в обсуждении вопросов безопасности детей, что способствовало осознанию ими своей роли в формировании безопасного поведения дошкольников. Они являются участниками, помощниками во всех моих замыслах и начинаниях, ведь улучшение семейной экологии положительно влияет на гармонию психического и физического здоровья детей.
Главным результатом моей работы является то, что:
- дети стали более ответственно относиться к своему здоровью;
- владеют культурно-гигиеническими навыками;
- бережно относятся к животным, ухаживают за ними;
- знакомы с народной медициной.
Разработано практическое пособие по валеологическому образования которое используют педагоги нашего дошкольного учреждения. Оно помогает им обобщить, расширить знания детей о собственном организме. Вместе с родителями организовали клуб «Помогайка» где рассматриваем различные вопросы, которые беспокоят родителей. Главное, родители моих воспитанников поддерживают мои идеи и пытаются помочь.
В дальнейшем планирую расширить поисково – исследовательскую деятельность, в ходе которой углубить знания детей о целебных силах природы, пополнить наглядный материал, разнообразить практический материал для родителей.