Татьяна Игошина
Самоанализ педагога-психолога к аттестации на I квалификационную категорию
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ профессиональной деятельности
Я, Игошина Татьяна Сергеевна, с 05.05.2015 года работаю педагогом-психологом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» № 27 комбинированного вида. Педагогический стаж – 9 лет. В 2008 году окончила Институт бизнеса и политики города Москва Нижегородский Филиал по специальности «Психология», присуждена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии».
Темочки:
- Аттестация
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Самоанализ
- Темочки
Основная цель моей профессиональной деятельности - это сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Обозначенная цель реализуется через следующие задачи:
1. Создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ.
2. Создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных особенностей.
3. Повысить уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад» № 27 комбинированного вида действует с 05.05.2015 года. Для эффективного взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса и достижения положительных результатов в развитии воспитанников была разработана Программа, которая включает в себя следующие ступени деятельности педагога-психолога:
• психологическое просвещение педагогов, с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей через «психологизацию» образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
• взаимодействие с родителями через психологическое просвещение и занятия с элементами тренинга по имеющимся вопросам и выявленным проблемам в результате проведенных исследований, знакомство с возрастными и психологическими особенностями дошкольников, улучшение детско-родительских отношений;
• адаптация детей раннего младшего возраста к детскому саду при поступлении, основываясь на методическую литературу "Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия" И. В. Лапина. - Изд. 2-е, г. Волгоград: "Учитель", 2015;
• развитие личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у воспитанников, психических процессов детей ("Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет" Ю. В. Веприцкая, изд. "Учитель", г. Волгоград, 2011; "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий" авт. -сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина, изд. 2-е, издательство "Учитель", 2014; "Комплексные занятия с детьми 3-7 лет, формирование мелкой моторики, развитие речи" авт. -сост. Н. Л. Стефанова, г. Волгоград, изд. "Учитель", 2014);
• снятие тревожности и страхов, агрессивности у детей, основываясь на программу "Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет" авт. -сост. Н. Ф. Иванова, изд. "Учитель", г. Волгоград, 2009, а также решение данных проблем через реализацию здоровьесберегающего проекта с применением сказкотерапии «Волшебная шкатулка» (совместно с воспитателем старшей группы компенсирующей направленности);
• формирование психологической готовности воспитанников к обучению в школе, основываясь на специальную психологическую литературу «Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников» Н. П. Локалова, Д. П. Локалова, М. : Генезис, 2014; «Практический психолог в детском саду» А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, изд. Мозайка-Синтез, г. М., 2014.
Важным аспектом в реализации рабочей Программы педагога-психолога является внедрение фронтальных занятий с воспитателями и учителем - логопедом по плану взаимодействия с детьми с общими нарушениями речи (Приложение 1).
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход Л. С. Выготского.
- Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец,
А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.).
- Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,
А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.).
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
• сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
• формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
• формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
• развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
• развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
В рамках реализации Программы все участники воспитательно-образовательного процесса пройдут несколько ступеней развития на протяжении всего периода дошкольного детства и достигнут следующих результатов:
Воспитанники.
1. В период реализации адаптационного блока программы для детей 2-3 лет и их родителей после проведенного первичного и повторного диагностирования детей, посещающих адаптационную группу, выявлена положительная динамика уровня адаптированности малышей к детскому саду.
2. В результате взаимодействия педагога-психолога с детьми 4-5 лет в рамках реализации личностно-коммуникативного блока программы сформировано позитивное межличностное взаимодействие детей в группе, признана ценность и уникальность каждого ребенка, сформировано умение вслушиваться в речь окружающих.
3. По итогам реализации эмоционально-волевого блока программы с детьми 4-6 лет у воспитанников развиты такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремленность, развита мелкая моторика и повышена произвольность внимания, развита способность выражать свои эмоции и чувства мимикой, пантомимикой, речевой интонацией, улучшение взаимоотношений в детском коллективе.
4. В результате реализации коррекционно-развивающего блока программы преодолены у детей 5-7 лет тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, ориентирование воспитанников на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования, освоены навыки творческой саморегуляции и повышен уровень уверенности в себе, снижена агрессивность.
5. В подготовительных группах в рамках реализации психолого-педагогического блока программы «Скоро в школу!» достигнуты следующие результаты:
- сформировано реальное представление о себе и своих возможностях;
- сформированы мотивационные предпочтения, инициативность и самостоятельность;
- развито наглядно-образное мышление;
- развита зрительная координация и тонкая моторика руки;
- сформировали положительное отношение к предстоящему обучению в школе;
- сформировали устойчивость, произвольность и переключение внимания и увеличили объем запоминания.
Родители.
Через проведение родительских собраний, консультаций и психолого-педагогических мероприятий сформировали положительную динамику в:
- преодолении конфликтных ситуаций посредствам умения использовать эффективные методы общения, разработали необходимую стратегию поведения в данной ситуации;
- период адаптации/дезадаптации детей к детскому саду через создание психологических условий успешной адаптации, преодоление негативного отношения к детскому саду, преодоление у ребенка самоизоляции, тревожности и страхов;
- организации игрового общения между родителями и детьми и художественно-творческой деятельности ребенка в семье, организации предметно-развивающей среды, преодолении трудностей во взаимоотношениях с окружающими.
- повышении родительской компетентности по вопросам возрастных и индивидуальных особенностях детей, использовании приемов эффективного общения;
- формировании компонентов готовности к школе.
Педагоги.
Через активное взаимодействие с педагогами в рамках фронтальных занятий, педагогических советов, круглых столов, индивидуальных консультаций, совместных мероприятиях были достигнуты следующие результаты:
- представлены современные подходы к проблеме психологической безопасности, причинах её нарушения в образовательном процессе и условиях её обеспечения в учреждении;
- сформировано представление о показателях психического здоровья детей разного возраста и признаках его нарушения;
- расширили навыки взаимодействия педагогов с детьми в рамках внедрения ФГОС ДО (репрезентативная система познания окружающего мира детьми и педагогами) через практические игры и упражнения;
- приобретены навыки использования эффективных способов саморегуляции своих психических состояний через проведение релаксационных упражнений с педагогами;
- определены стили взаимодействия педагога с детьми как условие охраны и укрепления их психического здоровья.
Формы психолого-педагогического сопровождения участников Программы:
• консультирование;
• психодиагностика;
• коррекционно-развивающая работа;
• психопрофилактика;
• просвещение;
• релаксация.
Методы, используемые на занятиях:
• метод практических заданий по положению Л. С. Выготского;
• игра (как основной прием в дошкольном возрасте);
• этюды;
• наглядные, словесные методы (чтение, рассматривание);
• прослушивание музыкальных произведений, соответствующих возрасту, обсуждение;
• рисование по заданной теме, под музыку и чтению рассказов, стихотворений и отрывков из художественных произведений;
• психогимнастика;
• аутотренинг;
• пальчиковая гимнастика;
• сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком);
• куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка);
• психокоррекционные игры;
• эмоциональные качели (переход от состояния опасности к состоянию безопасности);
• выставка рисунков и коллективно-творческих работ;
• наблюдение, беседа, собеседование, тестирование;
• анализ результатов деятельности.
Приёмы, используемые в рамках реализации Программы:
o переживание эмоций за счет возможности творческой саморегуляции;
o переживание безопасности за счет создания условности ситуаций;
o десенсибилизация страха (привыкание);
o анатомирование явлений и процессов (объяснение, что собой представляет тот или иной предмет, явление или процесс).
Воспитательно-образовательный процесс с детьми организуется в соответствии с годовыми задачами учреждения и согласно комплексно-тематическим планам. Приоритет отдан интеграции образовательных областей, используя различные виды детской деятельности. Во взаимодействии со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса применяются современные технологии:
- здоровьесберегающая (проведение психогимнастики, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр);
- социо-игровая (игры на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сфер детей);
–личностно-ориентированная (с учетом типа личности и индивидуальным подходом к каждому участнику).
Систематически применяются и информационно-компьютерные технологии, позволяющие расширить возможности организации работы со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с современными возможностями (Приложение 11).
В рамках повышения своего профессионального уровня организовано:
• изучение научно-методической литературы;
• посещение сетевых методических сообществ, районных методических объединений;
• семинаров: межрегиональный научно-практический семинар «Реализация ФГОС ДО: актуальная управленческая практика» 24-25 ноября 2015 г., конференций для педагогов-психологов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области «Психологическое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного и основного общего образования» 3-4 сентября 2015 г., прохождение курсов повышения квалификации с 14.12.2015 по 25.12.2015 г. г. по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации введения ФГОС ДО» в объеме 72 часов;
• самообразование через реализацию здоровьесберегающего проекта «Волшебная шкатулка» с применением методов сказкотерапии, куклотерапии и пескотерапии на тему «Эмоционально-коммуникативное развитие воспитанников» (разработан и введен совместно с воспитателем старшей группы компенсирующей направленности № 5).
Также необходимо отметить ценность существования районного методического отделения педагогов-психологов ДОУ. Взаимодействие с участниками объединения предоставило возможность представлять свой опыт работы на муниципальном уровне. А знакомство с коллегами, эмоциональная поддержка, обмен профессиональным опытом – это то, чего не хватало в моей деятельности, это стимул к дальнейшему саморазвитию, личностному росту.
Результативность моей деятельности отслеживается в процессе анализа эффективности всех блоков Программы, изучения эмоционального благополучия воспитанников, отзывов и рекомендаций педагогов и родителей, а также по результатам диагностики сформированности у детей навыков и умений, адекватной самооценки, инициативы и самостоятельности, а также развития психических процессов (входящая и исходящая диагностика по каждому блоку Программы).
Перспективы деятельности
Одной из причин модернизации системы дошкольного образования (далее ДО) в рамках введения ФГОС ДО является несоответствие уровня ДО современным требованиям общества, а именно несформированная преемственность детских садов и школ. Вследствие чего нарушено системно- ориентированное психологическое сопровождение воспитанников. За один год функционирования и развития психолого-педагогического сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад» № 27 комбинированного вида было достигнуто немало поставленных задач, но данный аспект остался неохваченным. На сегодняшний день основной перспективой развития ДОУ в рамках введения ФГОС ДО является формирование преемственности детского сада и школ, что способствует сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1 класс школы, значительно повысит успешность адаптации детей к обучению в общеобразовательном учреждении.
Для более эффективного структурирования деятельности педагога-психолога необходимо создание и развитие электронного банка данных документов: психолого-педагогических карт адаптации малышей к ДОУ, психологических и коррекционно-развивающих карт воспитанников.
Одним из важнейших условий деятельности считаю повышение профессионализма.
Мною создан блог на сайте мaam.ru, где размещены мои различные материалы психологической направленности для взаимодействия с родителями, педагогами и воспитанниками (сертификаты прилагаются). Создан сайт педагога-психолога и прикреплен к сайту дошкольного учреждения в виде «странички педагога-психолога», на которой размещены рекомендации, консультации для родителей и педагогов различной тематики, фотоотчеты о проведенных занятиях с детьми, информация о предстоящих мероприятиях.
За время деятельности педагога-психолога МБДОУ принимала участие в конкурсе на муниципальном уровне:
- в районном смотре-конкурсе «На лучшую разработку дидактического пособия (игры)» по номинации «Дидактическое пособие для познавательного развития воспитанников» было разработано, представлено, а также введено в занятия с детьми младшего школьного возраста пособие «Цветочная поляна» для сенсорного развития воспитанников.
Являюсь куратором участников в Международном детском творческом конкурсе рисунков и поделок (февраль 2016 г.).
Уделяю должное внимание публикациям в средствах массовой информации и интернет – изданиях на международном, федеральном и муниципальном уровнях, имею Свидетельства о публикации статей, методических разработок, проектов, программ и конспектов на образовательных проектах http://www.маааm.ru/ :
• Круглый стол «Психологическое здоровье воспитанников» для родителей;
• «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста или, Знаете ли Вы своего ребенка!» (занятия с родителями с элементами тренинга);
• «Адаптация малышей к ДОУ» (родительское собрание);
• «Эффективное взаимодействие педагогов с детьми в рамках внедрения ФГОС ДО» (круглый стол, 1 и 2 части);
• «Эффективное взаимодействие младших воспитателей с детьми в рамках введения ФГОС ДО» (круглый стол);
• «Занятие с воспитанниками старшей возрастной группы с общими нарушениями речи в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка» на тему «Путешествие по сказкам Шарля Перро»»;
• «Конспект НОД с детьми средних групп в рамках реализации коммуникативно-личностного блока Программы на темы: «Мы разные», «Путешествие в зимнюю сказку»»;
• «Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ»;
• «Документация педагога-психолога по проведенным занятиям с детьми»;
• «Оформление кабинета-психолога» и др.
К своей деятельности стараюсь подходить творчески и с любовью. Участие в культурно-массовых мероприятиях ДОУ способствует улучшению взаимоотношений с участниками воспитательно-образовательного процесса.
Практика моей психолого-педагогической деятельности и результаты диагностики за межаттестационный период с мая 2015 по март 2016 г. показали успешность применения современных образовательных технологий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса. В дальнейшем планирую продолжить работу: по осуществлению научного поиска, по изучению и внедрению «эффективных методов развития и воспитания дошкольников, направленных на повышение уровня развития компетентностей и социализации дошкольников». Проведенная работа позволила мне проявить себя, повысить собственные профессиональные знания, выявить свои профессиональные возможности, стимулировала дальнейший интерес к выбранной профессии.