Наталья Зотова
Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации воспитателя ГБОУ СОШ №6, г. о. Отрадный СП «Детский сад №14», Зотовой Натальи Александровны
«Детский сад №14» СП ГБОУ СОШ №6 впервые встретил дошколят в 2011году. С тех пор стал теплым, гостеприимным и родным для многих детей и их родителей. В нем созданы все условия, чтобы сделать время пребывания в дошкольном учреждении не только комфортным, но и максимально полезным с точки зрения обучения и воспитания.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации» размещена в разделах
Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой (2011г.)
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет.
Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также результаты мониторинга ручной умелости, я определила целью своей деятельности :
Формирование коммуникативных навыков и речетворческой деятельности у детей раннего дошкольного возраста через игровую и художественно – творческую деятельность.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать накоплению коммуникативного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия.
2. Создавать условия, способствующие развитию мелкой моторики у детей посредством уголка «Занимательные крышки».
3. Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
4. Совершенствовать у детей дошкольного возраста познавательные, конструктивные, художественно – творческие способности в процессе создания образов, при использовании различных материалов и техник.
Условия, способствующие развитию мелкой моторики у детей посредством игровой деятельности.
В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о том, что личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.
После проведения диагностики развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, мною были сделаны выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать игру. В связи с этим, мною было разработано методическое пособие: Развитие коммуникативных навыков в творческой студии «Занимательные крышки».
В нашей группе был создан сенсорно-моторный уголок «Занимательные крышки», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
Совместно с родителями были изготовлены игры – тренажеры для различных действий с предметами : расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, закручивание и раскручивание крышек и т. д. Изготовленные родителями «тренажеры» ежедневно использовались детьми для развития мелкой моторики рук.
Деятельность по предоставлению воспитанникам дополнительного образования через систему кружков.
Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю изобразительную деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник.
В самом начале в детских работах наблюдались отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные, новые подходы к организации этой деятельности восхищают и удивляют детей, вызывая стремление заниматься этим интересным делом.
Поэтому на первом этапе работы в нашем детском саду, я создала кружок: «Радуга на кончиках пальцев» (нетрадиционная техника рисования).
При организации кружковой деятельности, мною был разработан педагогический проект дополнительной образовательной деятельности «Формирование творческих способностей у детей 3-4 лет через кружковую деятельность». В результате реализации проекта анализ диагностики показал стабильно положительную динамику.
Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною были подготовлены методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию творческих способностей у детей 3-4 лет.
Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку.
Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте – это продуктивная или практическая. Данные виды деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат.
Так на втором этапе моей кружковой работы в детском саду появилась актуальность и необходимость создания кружка «Умелые ручки», которая обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.
Занятия в кружке «Умелые ручки» позволили развить у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе творческой деятельности.
Положительных результатов работы удалось достичь за счет созданных условий:
- оформлен уголок ручного труда, где обеспечен свободный доступ к материалам, и каждый вид материала хранится в отдельной коробке;
- подобраны разнообразные материалы для ручного труда, с которыми дети могут самостоятельно действовать.
Как средство стимулирования образного мышления, творчества детей мною изготовлены: образцы игрушек, поделок из разнообразных материалов, пооперационные карты, опорные схемы, простейшие чертежи, шаблоны, картотеки пальчиковых игр.
Работу с детьми осуществляла по двум направлениям:
- создание условий для самостоятельных практических действий детей;
- проведение специально организованного обучения;
При организации непосредственно образовательной деятельности по обучению детей ручному труду, уделялось большое внимание тому, чтобы у детей был положительный эмоциональный настрой и соблюдались следующие условия: учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми, учитывалась разница в интересах мальчиков и девочек. Использовалось усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
При оценке детских работ, отмечала оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечала значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем групповую и приемную комнаты, они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.
Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми демонстрируют своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставках.
Выстраивание системы воспитательного процесса
Всю работу с детьми строю с учётом данных психолого-педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности. В конце года сравниваю полученный и желаемый результат. Выборочная диагностика отстающих детей в середине года позволяет внести коррективы в план работы.
Результаты диагностики помогают мне оценить уровень сформированности у воспитанников социальной, коммуникативной, деятельностной и культурно-гигиенических компетенций.
Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения.
По итогам сравнения видно, что результаты первого года работы значительно ниже. На это влияло отсутствие опыта работы с детьми раннего возраста, недостаток методической литературы на группе, отсутствие системы в планировании работы. Работая над этими проблемами, в группе были созданы календарно-тематические планы по всем разделам программы, использовалось блочное планирование, в котором одна тема рассматривается на всех занятиях в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам). Этот материал помогает мне развивать и совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в индивидуальной работе. Как и любой другой вид деятельности с детьми, индивидуальная работа требует рационального использования рабочего времени, необходимо продумывать все до мелочей.
Развитие социальной компетентности воспитанников
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Созданная в группе развивающая среда способствует формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, культуры речи. В процессе организации различных игр воспитывается доброе отношение к окружающим. Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности.
Участвуя в социальных акциях «Сохраним самое дорогое», «Чтобы помнили всегда, что война - это беда!», изготавливая поздравительные открытки с детьми: «С днём победы!», при коллективном изготовлении стенгазеты «Спасибо за Победу!» с подборками фотографий, дошкольники учатся проявлять собственную позицию в решении социальных проблем. Формируется уважительное отношение к людям пожилого возраста и историческим событиям военной эпохи.
Для того чтобы у ребёнка развивались представления о членах своей семьи, о семьях своих сверстников, о том, как в семье заботятся, помогают друг другу, пополнялась предметная среда в группе:
- семейными альбомами;
- схемой «Что сначала - что потом».
Для понимания эмоционального состояния других, проявления заботы и внимания к близким, проигрывались с детьми ситуации «Узнай настроение», «Не надо грустить», предлагалось ребенку вступить в ролевое общение, в ходе которого выявлялось насколько ребенок умеет слышать и понимать чужую боль, сострадать другому человеку, протянуть руку помощи.
Чтобы дети осваивали имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом, использовалась дидактическая игра «Кто в домике живёт?», в ходе которой выяснились родственные связи ребенка с другими членами семьи. Формировались способы установления доброжелательных отношений к самому близкому человеку - маме, умение анализировать свое отношение с мамой, проводился тренинг: «Угадай настроение мамы», «Мамина улыбка»; изготавливались подарки к празднику «Подарим маме валентинку».
Целью моего сотрудничества с родителями является: вовлечение их в единое образовательное пространство «Детский сад - семья». При взаимодействии с семьями воспитанников использовался дифференцированный подход, учитывался социальный статус семьи, образование родителей, их потребности и интересы. При организации совместных мероприятиях использовались разные формы сотрудничества: консультации, круглые столы с показом презентаций по теме: «Мама, папа я – дружная семья (2012г., «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»(2013г., «Здоровье ребёнка в наших руках» (2013г.) В 2014 году реализован творческий проект с родителями: «Мягкие лапки, а в лапках цап - царапки».
Деятельность в области здоровьесбережения.
Первостепенной задачей в воспитательно-образовательной деятельности детского сада - охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
В дополнительной образовательной деятельности по ручному труду были созданы здоровьесберегающие условия: в образовательной деятельности - положительный эмоциональный настрой; устанавливался эмоциональный контакт между детьми через включение в занятие музыкального фона, шумовых эффектов, введения сказочных персонажей; соблюдалась санитарная и личная гигиена детей при работе с материалами различного происхождения. Учитывались нормативные требования к освещению рабочих мест детей.
В течение всей образовательной деятельности применялись : упражнения на расслабление различных групп мышц, физкультминутки, зрительная гимнастика и пальчиковая гимнастика, что позволило убрать у детей напряжение, снять умственную усталость.
Духовно – нравственные позиции воспитателя
Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами продуктивных видов деятельности проводилась в соответствии с перспективным планом духовно-нравственного развития воспитанников. Работа направлена на приобщение детей к культуре русского народа, его истокам, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.
Наиболее эффективные формы работы с детьми в этом направлении: беседы «Избы в русских народных сказках»; художественно-творческая деятельность детей «Роспись скатерти», «Роспись яиц»; проведение совместных праздников «Посиделки. Знакомство с русскими частушками»; просмотр презентаций «Великий праздник Пасха», видеофильмов «Внутреннее убранство избы русской».
Деятельность по обобщению и распространению собственного опыта.
Мои воспитанники являлись участниками в творческих конкурсах различного уровня: «Всемирный день защиты детей», IV Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете», IX Окружной фестиваль-конкурс «Приглашение в мир моды», III Всероссийский конкурс «Страна безопасности», «Пасхальные перезвоны», «Во славу Российского флага», «Весеннее настроение»
В 2014 году приняла участие во Всероссийском интернет - конкурсе педагогического творчества «Спасение царя Нептуна». Второй раз в 2014 году мои дети приняли участие в интернет - конкурсе «Мечтай! Исследуй! Размышляй» - 2013- 2014 «Мои игрушки».
В июне 2013 г. получила сертификат участника III Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания» (выступление с докладом).
В ноябре 2013 г. получила грамоту за презентацию авторского проекта на Региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций.
В апреле 2014 г. получила диплом победителя Всероссийского конкурса «Лучшая учебно-методическая разработка».
В июне 2014 г. получила сертификат за представление авторской учебно-методической разработки на IV Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания».
Деятельность воспитателя в области профессионального развития.
В своей работе использую информационные технологии, которые неразрывно связаны с научно техническим прогрессом. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Информационные технологии прочно вошли в воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений.
Интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Учебно- воспитательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства.
Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции.
-В 2013 г. прошла курсы повышения квалификации по ИОЧ ИБ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» Итоговой работой стала презентация проекта «Формирование творческих способностей у детей 3-4 лет через кружковую деятельность»
-В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации по ИОЧ «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста», итоговая работа – презентация на тему: «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками» на тему: «Расти, расти лучок» по методике О. В. Дыбиной.
-В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации по ИОЧ «Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом ФГОС к структуре и условиям реализации ООП дошкольного образования», итоговая работа – презентация на тему: «Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие»- «Занимательные крышки».
Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.
Основная миссия воспитателя - делать детей счастливыми. Это возможно в том случае, если педагог способен любить детей. Любить ребенка – значит довести до полного расцвета все его добрые задатки. Любить ребенка – значит самому облагораживаться, стремиться стать достойным его - порядочным, справедливым, добрым, уважающим людей. Это профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие мне.