Наталья Капицкая
Самоанализ деятельности старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ деятельности старшего воспитателя
Черепановского филиала ГБУЗ НСО «РСДР»
Капицкой Натальи Витальевны
По теме: «Организация методической работы в учреждения по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию»
«Чтобы жить полной жизнью,
надо постоянно находиться в
движении,и только тогда один день
будет не похож на другой»
Пауло Коэльо
Публикация «Самоанализ деятельности старшего воспитателя» размещена в разделах
Свою педагогическую деятельность в Черепановском специализированном доме ребенка я начала в 1994 году, в должности воспитатель. С 26.01.2004 года работаю старшим воспитателем, имею высшее образование: закончила Новосибирский педагогический университет. Педагогическая деятельность с 1989 года.
Цель работы дома ребенка - охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям; (развитие любознательности, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности).
Возрастные особенности детей
Дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кадровый потенциал педагогического персонала
* Средний возраст педагогических работников - 46 лет;
* Образовательный уровень педагогических работников:
высшее образование-11 человек
средне - специальное образование-4 человека
*Уровень профессиональной компетентности педагогов (наличие квалификационных категорий);
Всего педагогов-15 человек
Первая квалификационная категория-12 человек
Соответствие занимаемой должности -3 человека
* Большую часть педагогического коллектива составляют воспитатели, имеющие наиболее продуктивный стаж работы от 15 до 25 лет.
Повышение квалификации
Прохождение курсовой переподготовки за последние 3 года-15 человек -100%
Материально-техническое обеспечение
В доме ребенка имеется:
-5 групповых помещений со спальнями, раздевалками и санитарными комнатами;
-коррекционно -познавательный блок,
- спортивная площадка.
-изолятор для заболевших детей;
-процедурный - прививочный кабинет;
-массажный кабинет;
-кабинет для физиотерапевтического лечения;
-зал для занятий физической культурой;
-зал для музыкальных занятий;
-кабинет главного врача;
-ординаторская для врачей;
-кабинет старшей медицинской сестры;
-кабинет для педагогов (логопед, психолог);
-кабинет для старшего воспитателя;
-кабинет сестры-хозяйки;
- бухгалтерия.
Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения.
Учебно-материальное обеспечение
Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в учреждении комплексной общеобразовательной программой дома ребенка, требованиями СанПиН и возрастными особенностями воспитанников.
Информационно-методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение соответствует реализующейся в учреждении программы развития детей в доме ребенка от 0 – до 4 лет, составленной на основе общеобразовательной программы развития дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, коррекционными программами, парциальными программами, требованиями СанПиН и возрастными особенностями воспитанников.
Психолого-педагогическое обеспечение
Предметно - развивающая среда в доме ребенка создана на основе методических рекомендаций комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, отражающая все образовательные области.
Взаимодействие дома ребенка с другими учреждениями
Дом ребенка осуществляет совместную работу с различными организациями города:
-Детская поликлиника - осуществляет профилактические и оздоровительные мероприятия;
-Аналитический научно методический центр «Развитие и коррекция» город Москва – организует курсы повышения квалификации педагогов;
-НИПК и ПРО – осуществляет оказание научно-методической помощи педагогам, организация семинаров, курсов повышения квалификации педагогов; готовит и проводит аттестацию педагогических работников.
Актуальность работы
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями.
Основной задачей домов ребенка является обеспечение своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации. Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Качество образования – это такая организация педагогического процесса в доме ребенка, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
От чего зависит качество работы в учреждении?
-От качества работы воспитателя.
-Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
-Условий, созданных для творческого поиска педагогами новых методов и форм работы с детьми.
-Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Таким образом, качество – это результат деятельности всего педагогического коллектива.
Известный педагог А. С. Макаренко большое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.
Цель, задачи работы
Поэтому целью своей деятельности в должности старшего воспитателя считаю : создание в учреждении целостной педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала педагога и педагогического коллектива.
Достижение поставленной цели осуществляю через следующие задачи и основные направления деятельности :
-Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
-Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников;
- Изучение личностных особенностей воспитателей, в целях наилучшей организации учебно-воспитательной деятельности;
-Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;
-Координация деятельности дома ребенка с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников в целом;
-Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы дома ребенка;
-Повышение уровня воспитательно -образовательной работы через повышение профессионального уровня воспитателей.
Формы методической работы, наиболее эффективно используемые в работе с педагогами дома ребенка
Залогом успеха в повышении эффективности своей деятельности считаю выполнение основных управленческих функций:
-анализ;
-планирование;
-организация;
- контроль.
Организуя свою деятельность, я стараюсь, прежде всего, создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для побуждения и поощрения их творческих поисков, объединить усилия педагогов для достижения общей цели. Создать в коллективе здоровую творческую атмосферу. Так как успехи коллектива складываются из достижений каждого участника педагогического труда.
Всякий образовательный процесс – это система, поэтому и методическую работу в доме ребенка я стараюсь строить в системе.
Система методической работы нашего учреждения – это:
-Организация методического кабинета
-Создание инициативных творческих групп воспитателей по разным направлениям работы.
-Работа по аттестации.
-Организация текущего и перспективного планирования.
-Работа по всем направлениям программы образования дома ребенка. Использование авторских методик и технологий. Коррекционные программы.
-Совершенствование воспитательно-образовательного процесса
-Взаимодействие с социумом
Система контроля
Методическая работа в доме ребенка осуществляется через Педагогический совет и строится на:
-Проведении диагностики профессиональных потребностей педагогов;
-Изучении индивидуальных планов, программ;
-Определении тем самообразования.
Все это вносит конкретность в деятельность каждого воспитателя, нацеливает его на решение практических задач. В конце учебного года перед составлением годового плана мною проводилось анкетирование педагогов, выявляющее запросы в том или ином направлении работы.
Важное направление в работе старшего воспитателя я считаю – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление методического кабинета нашего учреждения отвечает потребностям воспитателей и направлено на оказание им помощи в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д. В кабинете имеются нормативные документы, методическая и справочная литература, иллюстрации, фотоматериалы, познавательные DVD диски, наглядные пособия и др. Для удобства пользования я с помощью воспитателей, распределила материалы по разделам и составила картотеку, оформила портфолио на каждого педагога, что позволяет учитывать и анализировать как педагоги используют материал в своей деятельности. Традиционным стало проведение обобщения опыта воспитателей в методкабинете (консультации, семинары-практикумы). Цель которых – практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление с новинками методической литературы.
Дж. Паркинсон сказал: “Начни с простого плана, и ты начнешь не с нуля”. Ключевой функцией методической работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса. Годовой план составляю на основе анализа работы дома ребенка по результатам учебного года и диагностики информационных и профессиональных потребностей педагогов. Это позволяет выявить затруднения воспитателей, определить основные направления в содержании работы.
План работы дома ребенка составляю с учетом:
-Возможности материально-технической базы
-Кадрового состава и его профессионального уровня
-Перспектив педагогического коллектива на будущее
Годовой план стараюсь не перегружать методическими мероприятиями, т. к. считаю, что он должен быть конкретным и выполнимым, предполагающим решение задач через различные формы методической работы. Поэтому, наряду с традиционными формами работы с кадрами, стараюсь выбрать такие формы методического сопровождения, которые позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности: психологические тренинги, игры на формирование коммуникативных способностей, дискуссии, поисково-творческие задания, педагогические кроссворды и др. Ценность этих форм в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.
Постепенно в работу с педагогическим коллективом стараюсь вводить новые формы :
Педагогические Мастер - классы, цель которых: обмен опытом работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
Мастер - класс: передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
Вопросы молодого педагога: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов.
Такое распределение, считаю, позволит определить формы работы с каждой группой и коллективом в целом.
Осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль провожу не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, соблюдаю его алгоритм: определяю цель и объект контроля, разрабатываю программу, собираю информацию, делаю анализ, вырабатываю рекомендации и определяю пути исправления недостатков, назначаю сроки проверки исполнения рекомендаций. При проведении контроля, использую различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей, беседы и т. д.
Эффективными методами контроля считаю взаимопосещения педагогов, коллективные просмотры занятий: это занятия по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, физкультурное занятие и другие.
Результаты проверок оформляю в виде аналитических справок и знакомлю с ними коллектив на педагогическом совете.
Результативность педагогической деятельности зависит от квалификации педагога. Новые программы, новые технологии требуют новых знаний, умений, поэтому необходимо постоянное повышение квалификации.
Наши педагоги повышают квалификацию в различных формах: курсы повышения квалификации в Аналитическом научном методическом центре «Развитие и коррекция» город Москва, курсы при НИПК и ПРО, наблюдение и анализ работы передовых педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение квалификации в нашем учреждении охватывает всех педагогов и проходит по перспективному графику, составленному мною совместно с руководителем филиала, учитывающему сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику.
Эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, я помогаю им выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
Важное место в своей работе отвожу подготовке педагогов к аттестации.
Учитывая проблемы дома ребенка, совместно с творческой группой педагогов разработала программу «Сенсорное развитие детей младшего возраста». Программа определяет план действий и реализацию их в течение пяти лет, она способна помочь создать новые условия для воспитания и развития детей.
Реализация задач всей системы учебно-воспитательной работы в доме ребенка невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, педагогов и медицинского персонала.
Наиболее удачными нам показались такие формы как:
- круглый стол;
- семинары – практикумы и семинары – тренинги;
- совместная деятельность взрослых и детей, выставки совместного творчества;
- спортивные праздники;
Опытом своей работы с коллегами поделилась на: районных Педагогических чтениях.
Считаю, что деятельность моя результативна и об этом свидетельствуют следующие показатели:
-награждена грамотой и благодарностью за участие в выставке прикладного творчества «Добрых рук мастерство»;
-Благодарностью администрации Черепановского района Новосибирской области;
-Благодарностью ГКУЗ НСО «Черепановский специализированный дом ребенка»
-Разработана и утверждена «Программа развития дома ребенка» на 2018-2023год;
100% педагогов прошли своевременно курсы повышения квалификации,
90% имеют квалификационные категории,
55% имеют высшее педагогическое образование
результаты работы коллектива – это и достижения наших воспитанников, сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети овладели определенными знаниями, умениями и навыками.
Коллектив нашего дома ребенка с большим творческим потенциалом относительно стабилен, коллектив единомышленников, создана единая педагогическая среда. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, взаимодоверия, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Стараюсь не навязывать свое мнение, прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы и конфликты. Требовательна к себе. Делюсь своим опытом с коллегами и знакомлюсь с их опытом, их методическими находками. Не отказываю никому в помощи. Являюсь педагогом-наставником для молодого специалиста.
Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции. Этому способствуют следующие формы организации работы:
Самообразование (изучаю новинки педагогической литературы, периодические издания для педагогов и детей, вопросы психологии, слежу за теле - радио передачами для детей);
Регулярно посещаю курсы повышения квалификации в НИПК и ПРО, Аналитическом научном методическом центре «Развитие и коррекция» город Москва: «Современные коррекционные технологии в работе воспитателей домов ребенка»;
Использую обобщенный опыт педагогов.
Принимаю участие в семинарах и педагогических советах дома ребенка:
-«Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи» 2017г.
-Теоретический семинар:
"Дидактические игры детей дошкольного возраста" 2018г.
-«Игры и упражнения с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии»2018г.
-«Практические советы и рекомендации в помощь по самообразованию воспитателей» - доклад, 2019 г. ;
-Показ открытого занятия по формированию элементарных математических представлений по теме: «Путешествие по сказке» (МО на уровне города);
Специфика учреждения, специфика работы воспитателя специализированного дома ребенка помимо педагогического образования, требуются дополнительные знания физического и психического развития детей раннего возраста, определенный уровень медицинских и юридических знаний, специфических нормативных документов. Это длительный совместный и самостоятельный процесс освоения необходимого материала.
Перспективы
-Работа в доме ребенка в инновационном режиме
-Расширение альтернативных форм дошкольного образования: консультации по теме: «Успешная адаптация»
-Создание благоприятного имиджа учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
-Увеличение числа педагогов с первой квалификационной категорией.
-Повышение качества оздоровительной работы с детьми, направленное на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.
-Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждения в вопросах организации образовательного процесса.
-Повышение качества коррекционной работы.
-Углубление системы проведения мониторинговых исследований воспитанников обновлять программно-методическое обеспечение.
-Формирование и развитие личности ребенка.
-Продолжение внедрения модель работы проект «Как дома».
Перспективные задачи предполагаю решать через тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса нашего учреждения.
Основная моя работа как старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности влиять опосредованно, через воспитателя. Стараюсь личным примером показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаюсь в педагогический процесс, а для этого я значительную часть времени нахожусь в группах, наблюдаю, оцениваю, корректирую работу педагогов. Совместно с другими специалистами провожу диагностику знаний и умений детей, а следовательно работая, общаясь с детьми оказываю помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от меня как от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.
Я стараюсь учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому стараюсь разнообразить свои формы работы, внести что-то - новое, интересное. Например, говорю о том, что есть проблема, которую одна разрешить не могу, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи стараюсь доводить ее до логического конца. Если провела активную форму, то обязательно подвожу итог и выдаю продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом даю всем понять, что этот продукт совместно созданный, коллективный. И если создаю рекомендации, алгоритм действий, отмечаю, кто участвовал в этой работе. Это не только приятно, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение. При этом преследую и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и дать понять, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.
Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Главным методом в своей работе я считаю должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, старший воспитатель должен убедить и доказать, почему этот метод или форма работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.
"Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника".