Маргарита Иванова
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог - он вечный созидатель.
Он жизни учит, и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель.
За что благодарю свою судьбу.
Уйдут одни, придут другие дети,
Получат здесь и ласку и уют.
Меня оценят в ХХI веке,
Труд воспитателя оценят – добрый труд
Воспитывать детей - это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребёнок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьёзные задачи решает профессия воспитателя. Я учу детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Основная идея, которой я руководствуюсь в работе с детьми, учить их радостно и творчески добывать знания. Приобретать умения и навыки. В детском саду они получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя задача сделать этот опыт удачным, чтобы их старт был успешным.
Цель моей профессиональной деятельности – формирование гармонически развитой личности, развитие потребности в активном образе жизни, реализация физического потенциала каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей.
Она полностью согласуется с целью реализации программы МКДОУ ЦРР д/сад №7 «Солнышко», а именно: совершенствование адаптивной образовательной среды, способствующей физическому, психологическому, личностному, социальному развитию ребёнка в соответствии с его потребностями, способностями и возможностями в условиях детского сада. В своей деятельности я руководствуюсь программой «Детство». Для реализации поставленной цели, мною решаются следующие задачи:
• Охрана и укрепление здоровья детей;
• Обеспечение физического и психического благополучия;
• Создание условий для повышения умственной и физической работоспособностей детей, полноценного физического развития с учётом индивидуальных особенностей и использования личностно - ориентированного подхода;
• Формирование экологической культуры детей
• Воспитание нравственно - волевых черт личности;
• Патриотическое воспитание детей;
• Эстетическое воспитание детей;
Задачи передо мной стоят сложные. Я отдаю себе отчёт, что достижение положительных результатов возможно лишь при совместной согласованной деятельности. Поэтому свою работу планирую и реализую в трё х направлениях:
1. Работа с детьми (общая и индивидуальная)
2. Скоординированная работа с другими воспитателями групп, музыкальным работником;
3. Сотрудничество с родителями, поскольку мы вместе формируем среду, в которой растут дети.
В своей профессиональной деятельности я обязана учитывать образовательные потребности детей разных возрастных групп дошкольного возраста. Выбор средств развития, воспитания и подачи информации обусловлен уровнем развития детей. Главное – не нарушать принципы подачи информации, такие как:
• Принцип доступности изучаемого материала
• Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуальное творчество
• Принцип одобрения и принятия
• Проблемно - ситуативный характер заданий
• Вариативно - дифференцированное содержание заданий
• Эмоционально – насыщенная тематика заданий
• Привлекательность, занимательность, образность содержания образовательной деятельности
• Коммуникативный характер, раскрепощённая атмосфера доброжелательности
Чётко руководствуясь целями и задачами, стоящими перед нашим коллективом, стараюсь строить совместную деятельность с детьми по принципам развивающего обучения, направленную на совершенствование речи дошкольников, их мышления, воображения, творческих способностей. Общаясь с детьми, стараюсь обеспечить психологический комфорт. Повышенное внимание отвожу здоровью детей, соблюдая все режимные моменты. «Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь». Стараюсь создать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальнось. Различное познавательное содержание позволяет мне использовать такие виды совместной деятельности, как первично - ознакомительные, углублённо - познавательные, обобщающие и комплексные.
Для повышения эффективности обучения применяю различные методы и приё мы:
• Использование художественного слова;
• Проведение беседы и диалога;
• Использование наглядного, дидактического, занимательного материала;
• Применение сказочных персонажей, игрушек – аналогов;
• Использование физкультурных минуток, подвижных игр, сюрпризных моментов;
• Применение различных видов деятельности (изобразительной, музыкальной, игровой, физической, опытнической и трудовой).
Важное место в моей работе занимает пропаганда патриотического воспитания среди родителей. С целью выявления отношения родителей к вопросам патриотического воспитания детей провожу анкетирование. Анализ анкетирования показал, что родители с пониманием и интересом относятся к теме патриотического воспитания детей и готовы к сотрудничеству. Привлекаю родителей к участию в конкурсах, развлечениях и выставках.
Родители приняли участие в фотоконкурсе «Природа нашего города», «Люблю тебя мой край родной», конкурс на лучшую поделку «Осенние фантазии», новогодние поделки.
Участие родителей в мероприятиях не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, грамотами, благодарственными письмами. В нашей группе создан информационный уголок для родителей «В стране чудес», «Радуга настроений», «Вместе-мы счастливы», «В Контакте»
Провожу с детьми целевые прогулки, так как считаю их важным воздействием на детей. Каждой прогулке придумываем своё название. Осенью совместно с родителями организовала туристический поход в осенний лес. Впечатления от своих наблюдений дети передают в своих рисунках. Провела семинар-практикум с родителями по ЗОЖ, спортивные праздники тоже совместно с родителями: «Семь составляющих здоровья», «Папа, мама, Я- здоровая семья», «Я здоровье берегу- сам себе я помогу».
Немаловажное значение в моей работе имеет развитие дидактических игр, с помощью которых у детей развиваю наблюдательность, речь, внимание и память, формирую мыслительную деятельность. Здесь тоже не обошлось без помощи родителей. Ими были выпущены книжки-малышки о своих детях, книжки с физкультминутками, с пословицами и поговорками.
Закладывая основы нравственных ценностей, любви к родному городу, учу прогнозировать последствия своих поступков к другим людям. Зачастую в работе возникает проблема в нехватке информации, тогда за помощью я обращаюсь к ЭОР, показываю детям слайды, использую загадки с опорой на слайды.
Немаловажную роль в воспитании дошкольников играет привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных в уголке природы, помогают при сервировке столов. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети ответственно относились к своим обязанностям. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому-то помогли. Я использую разнообразные средства развития, воспитания и подачи информации, соответствующие их возрастной категории:
1. Развивающие игры (игры - драматизации, сюжетно - ролевые, коррекционные, коммуникативно - лингвистические, игры на развитие технических навыков речи)
2. Игры, развивающие выразительность речи
3. Наблюдение речевых ситуаций с последующим анализом
4. Иллюстративный материал (схемы, пиктограммы, иллюстрации, репродукции)
5. Прослушивание сказок, поучительных историй, стихотворений с последующей беседой
6. Рисование по заданной ситуации речевого общения, иллюстрирование сказок, стихотворений
7. Сочинение сказок, поучительных историй, стихотворений
Мои дети награждены дипломами и грамотами:
за участие во Всероссийском детском творческом конкурсе "Рождественское чудо", в районном конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности "Неопалимая купина", семья Тани Артемьевой в номинации "Самая быстрая, ловкая, умная" в спортивном празднике "Папа, мама, я-здоровая семья" награждена дипломом.
За лучшую работу в муниципальном конкурсе детского, семейного творчества по безопасности дорожного движения "Рыцари дорожной безопасности"-грамоты.
Всё воспитание и обучение детей строю на основе личностно - ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Считаю уникальным средством обеспечения сотрудничества, способом реализации личностно - ориентированного подхода в образовании - это проектирование.
Для эффективного использования времени детей в совместной деятельности и в не её, я использую современные технологи, оптимальные организационные приёмы и методы, всевозможные средства подачи информации, которые экономят время.
Формы занятий разнообразны: это занятия – путешествия, занятия – беседы, занятия – конкурсы, занятия – решения ситуаций речевого общения, комплексные занятия, занятия – игры, интегрированные занятия.
В своей работе я использую разнообразные педагогические технологии, развивающие речь, мышление, воображение и другие психологические процессы детей, а также здоровьесберегающие технологии, такие как:
• Дыхательная гимнастика Стрельниковой;
• Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика (профилактика простудных заболеваний)
• Элементы технологии В. Ф. Базарного
Успех определяется тем, насколько системно выстроена работа.
Широко использую исследовательский метод обучения, именно он наиболее соответствует и природе ребёнка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
В своей группе я совместно с коллегой постаралась создать необходимую для проведения исследования развивающую среду – экологическую мини - лабораторию, в состав которой входят:
• медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, пинцеты)
• разные виды бумаги (альбомная, картон, салфетки бумажные, наждачная, копировальная)
• разнообразный природный материал: шишки, каштаны, ракушки, коллекция семян
• буклеты, брошюры, открытки и календарики с видом и достопримечательностями нашего города
Имеется календарь природы, в котором дети отмечают сезонные фенологические наблюдения.
Моё взаимодействие с детьми я организую так, чтобы каждому ребёнку было комфортно и безопасно для его здоровья. Детей неустанно убеждаю в том, что доброжелательным людям жить легче и веселее, что главное достоинство воспитанного человека – не мешать, не досаждать окружающим. Они это понимают и стараются, как могут следовать этому принципу.
В моей группе создана доброжелательная психологическая атмосфера. Для предоставления ребёнку свободы самовыражения и удовлетворения потребностей в отдыхе и движении в группе создана развивающая среда. В общении с детьми придерживаюсь позиции равноправного партнёра. Проявляю уважение к интересам, желаниям и потребностям ребёнка. Работу воспитателя невозможно представить без взаимодействия с родителями. Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества. Провожу планомерную целенаправленную работу с родителями с целью создания единого образовательно-оздоровительного пространства
«детский сад – семья». Стараюсь решать следующие, выделенные мной как приоритетные задачи:
• Повышение педагогической культуры родителей
• Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания
• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы
Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями. В начале учебного года провожу собрания, на которых знакомлю родителей с задачами воспитания и обучения детей на предстоящий учебный год.
Пропаганду педагогических знаний веду через систему наглядной агитации, оформляю «уголки для родителей», делаю подборку методических рекомендаций, составленных воспитателями, музыкальным руководителем и медицинским работником.
В течение учебного года организую выставки совместного творчества детей и родителей:
«Портрет осени», «Подарки городу», «Мой семейный герб», «Мое семейное древо», поделки из природного материала «Новогодняя сказка», «Моё любимое место в городе»
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые становятся уже традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.
Нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми. Мои взаимоотношения с коллегами складываются хорошо. Я сотрудничаю с интересными, творческими людьми, единомышленниками, открытыми для прогрессивного, нового. Порой приходится решать непростые задачи, и чтобы их решить быстро и качественно, мы привыкли работать «в одной команде», помогать друг другу. Мои коллеги любят свою работу, относятся к ней честно. За что я их уважаю и ценю. Думаю, они платят мне тем же.
Хороший педагог постоянно работает над повышением уровня своей компетентности. Раз в три года я прохожу курсы повышения квалификации.
Уровень мастерства растёт незаметно. Секрет в постоянном поиске, развитии. Дети не дают стоять на месте. Чтобы продуктивно трудиться, я неустанно работаю над своим самообразованием, отслеживаю новинки методической литературы, осваиваю новые педагогические технологии. Кроме того, стараюсь быть в курсе современной педагогики, слежу за новинками художественной литературы и психологии, общаюсь с интересными мне людьми. Всё это не даёт мне стоять на месте.
Постоянно обращаюсь к сети интернет, это сайты: «социальная сеть работников образования nsportal.ru», международный русскоязычный социальный образовательный интернет - проект «МАААМ. RU, создала свою группу «В Контакте» для общения с родителями.
К сожалению не все родители понимают, как важно действовать целенаправленно и планомерно, ведь мы вместе формируем развивающую речевую среду, в которой растут дети. Иногда приходится сталкиваться с равнодушием родителей. Несмотря на сделанное, я отдаю себе отчёт в том, как много ещё предстоит сделать для улучшения воспитательно – образовательного процесса. Работу в этом направлении в дальнейшем намечаю проводить с решения следующих задач:
1. Повышение своей компетентности в вопросах индивидуально – дифференцированного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей
2. Создание условий для обеспечения психического и физического благополучия детей
3. Тесного контакта с родителями по вопросам патриотического воспитания детей
В заключение хочу сказать, что от того, с какими знаниями и умениями я буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердца – зависит будущее.