оксана гладких
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слезы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.
А. С. Макаренко
Мое педагогическое кредо:
«Любить, понимать, помогать.»
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности» размещена в разделах
Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю - каждый ребёнок личность! Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Не должно быть обделённых вниманием детей, каждый хочет быть личностью, самоутвердиться, и моя задача: помочь ребёнку в этом. Поэтому я должна знать детскую и возрастную психологию, заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребёнку. Быть толерантной. У человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому, что такая атмосфера способствует раскрытию ребёнка. Хочется верить, что, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.
Я, Гладких Оксана Владимировна, работаю в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида «Огонек» с 2014 года в должности воспитателя.
Дошкольное образование в ДОУ комбинированного вида «Огонек», представляет модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, а также рабочей программой, которая соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа разработана мною в соответствии с ФГОС ДО (Приказ № 62 от 30.08.2017 г.). При организации образовательного процесса дошкольной образовательной организации учитываются нормативные требования следующих документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 лет до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих областей развития:
• физическое развитие;
• социально - коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, построена с учетом программы Е. Н. Тобоевой «Росточек».
Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания детства путем реализации ребенком своих сил, интересов, способностей, развития психических и физических качеств соответствующих его возрасту, индивидуальности и успешного освоения социальной жизни в этнокультурном пространстве.
Моя творческая тема: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка».
Цель: создание педагогических условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между детьми.
Задачи:
1. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса.
2. Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) .
3. Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.
Старшая группа «Солнышко» является возрастной группой (от 5 до 6 лет) детского сада комбинированного вида «Огонек» с. Кызыл-Озек, создающего комфортные условия для всестороннего развития детей. Созданы материально - технические условия такие как: наличие компьютера, телевизора ЖК, интерактивной доски, DVD проигрывателя, уютной и светлой групповой комнаты, большого музыкального зала, оснащенного спортивным инвентарем спортивного зала.
Я работаю с детьми старшей группы второй год. Образовательный процесс, в группе, строится на основе создания специально предметно - пространственной среды, комплексно-тематического планирования в соответствии с поставленными задачами, а именно:
Раздел 1. Мониторинг результатов обучения и воспитания дошкольников при позитивной динамике за последние два года
Для успешного проведения образовательной работы с детьми систематически отслеживаю результаты своей работы с помощью проведения мониторинга усвоения образовательной программы. По всем разделам программы для каждой возрастной группы определены критерии оценки и результативности на основе содержания Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Огонек» с. Кызыл-Озек».
Это:
-развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
-активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-происходит коррекция поведения;
-развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Данные вношу в таблицу по каждому разделу программы. На основании всех этих результатов выстраиваю весь педагогический процесс.
Динамика усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Таблица 1
Образовательные области Год Достижения всей группы воспитанников (в %)
Речевое развитие (восприятие художественной литературы и фольклора, обучение грамоте) 2016-2017 год
60%- начало уч. года
81%-конец уч. года
Познавательное развитие (ФЭМП, ФКЦМ) 2016-2017 год
62%- начало уч. года
82%- конец уч. года
Социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
2016-2017 год
48%- начало уч. года
90%- конец уч. года
Художественно – эстетическое развитие 2016-2017 год
50%- начало уч. года
73%- конец уч. года
Физическое развитие 2016-2017 год
70%- начало уч. года
90%- конец уч. года
Раздел 2. Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья детей
Как трактует ФГОС ДО, для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
-забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни и в нашем детском саду является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят мне здоровьесберегающие технологии:
• Динамические паузы помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).
• Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.
• Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний. В нее включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения самочувствия детей.
• Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.
• Сказкотерапия позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
• Музыкотерапия используется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.
•Релаксация помогает снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние.
Игровой самомассаж (дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук);
Подвижные игры (совершенствуют основные виды движения, развивают желание играть в коллективе).
Большую роль отводила подвижным, спортивным играм, особенно на свежем воздухе, что способствует укреплению здоровья детей.
Результат: Применение здоровьесберегающие технологии на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволяет снизить % заболевания.
Раздел 3. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников
3.1. Использование технологий и методик личностно-ориентированного взаимодействия
Для формирования партнерских взаимотношений с детьми я использую:
- демократичный стиль взаимодействия: уважаю личность каждого ребенка и стараюсь сохранять необходимую дистанцию комфортности для осуществления контакта с ребенком, не нарушая при этом его личного пространства (этому способствует расстановка мебели и оборудования);
-побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
-проблемные и игровые обучающие ситуации;
-проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
-развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
-задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
-методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети, дети - взрослые, дети - педагоги - родители.
В образовательной деятельности с дошкольниками пытаюсь уходить от традиционных форм проведения НОД, воспитательных мероприятий. Не создаю атмосферу и не настраиваю детей на занятия, не ставлю перед ними задачи, а просто вызываю у детей желание и интерес к определенной деятельности – обучающей, воспитывающей, развивающей.
3.2. Предметно-пространственная среда
Образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада. В зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются или обновляются различные центры. Созданная мною эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Я творчески участвую в преобразовании развивающей среды группы с учетом особенностей воспитания и развития детей в соответствии с ФГОС ДО. Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей. В группе есть спортивный уголок, где находится спортивный инвентарь, дидактические игры и приспособлениями для проведения физкультурно-оздоровительной работы.
Известно, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях : конструировании, изобразительной деятельности, и в игре. В группе созданы условия для развития творческих способностей детей с учётом ФГОС ДО, это «Книжный уголок», «Уголок искусства», «Уголок природы», «Математический уголок», «Спортивный уголок», «Театрализованный уголок», «Уголок безопасности», «Музыкальный уголок», «Патриотический уголок», «Уголок уединения», «Уголок для девочек», «Уголок для мальчиков», «Уголок конструирования».
Материалы, стимулирующие развитие детей располагаются в разных функциональных пространствах доступных детям и соответствуют возрасту детей. Материалы постоянно обновляются. Предметно-пространственная среда группы обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков и организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Пособия, игрушки располагаю так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Подбираю соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, забочусь о регулярном обновлении игровой атрибутики, создаю условия и настрой на игру в течение всего пребывания детей в детском саду. Строго соблюдаю требования безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового материала в соответствии возрастным и санитарно – гигиеническим требованиям.
В 2014 г. в нашем ДОУ проходил смотр – конкурс новогоднее оформление группы «Новогодняя сказка», наша группа заняла первое место (прилагается грамота).
В 2014 г. в нашем ДОУ проходил смотр – конкурс макетов «Улица. Дорога. Дети», наша группа заняла второе место (прилагается грамота).
В 2015 г. в нашем ДОУ проходил смотр - конкурса «Зонирование пространства группы детского сада в соответствии с ФГОС», где наша группа «Солнышко» заняла первое место (прилагается грамота).
В 2015 г. в нашем ДОУ проходил смотр – конкурс новогоднее оформление группы «Новогодняя сказка», наша группа заняла второе место (прилагается грамота).
В 2016 г. в нашем ДОУ проходил смотр – конкурс новогоднее оформление группы «Новогодняя сказка», наша группа заняла первое место (прилагается грамота).
В 2017 г. в нашем ДОУ проходил смотр – конкурс «Готовность групп к новому учебному году», где наша группа «Солнышко» заняла первое место (прилагается грамота).
Раздел 4. Высокие показатели работы воспитателя по взаимодействию с социумом
4.1. Вовлечение родителей в образовательный процесс
Главная цель взаимодействия с родителями – повышение их компетентности в вопросах развития и воспитания дошкольников посредством организации активных форм работы. Условия работы с родителями: целенаправленность, системность, плановость, доброжелательность, отзывчивость - построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие и воспитание детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется с использованием традиционных и нетрадиционных форм работы:
•Беседы с родителями;
• Встречи - знакомства и анкетирование;
•Педагогический мониторинг;
Просветительские формы:
•Дни открытых дверей;
•Оформление информационных стендов;
•Консультации (устные, письменные, по запросу);
•Родительские собрания;
•Организация выставок детского творчества;
•Фотовыставки о жизни детей в детском саду;
•Оформление рекомендаций и памяток
Практические формы:
•Семинары, практикумы и мастер-классы;
•Создание библиотеки для родителей;
•Проекты.
С детьми часто ходим в сельский ДК, куда приезжают театральные коллективы. Дети очень любят смотреть представления и участвовать в различных предлагаемых конкурсах. Посещая театр, дети закрепляют правила культуры поведения в общественных местах.
Дети самим любят поучаствовать в театральных постановках, спектакли, которые ставим с детьми, мы показываем родителям и детям нашего детского сада.
Раздел 5. Достижение воспитанников на конкурсных мероприятиях художественно - эстетической, патриотической, экологической, краеведческой направленности, конкурсных спортивных мероприятий.
Дети нашего детского сада, в том числе и дети, с которыми работаю я, как педагог, принимали участие в районных и внутрисадовских конкурсах:
Таблица 2
№ п. п Участники Мероприятие Результат
1 Воспитанники группы «Солнышко» (воспитатель Гладких О. В.) Международный конкурс «Наш любимый детский сад» Диплом 2 степени
2 Воспитанники группы «Солнышко» (воспитатель Гладких О. В.) Международный конкурс рисунков «Дошкольное детство». Диплом 1 степени
3 Таня Ч., Алена Н., Кристина Г. Международный конкурс
«Трудовое воспитание дошкольников» Диплом 2 степени
4 Мерзляков Кирилл Всероссийский флешмоб посвященный Дню Победы Сертификат 2степени
5 Нагибина Алена Всероссийский флешмоб посвященный Дню Победы Сертификат 1степени
6 Воспитанники группы «Солнышко» (воспитатель Гладких О. В.) Внутрисадовский конкурс, выставка макетов «Улица. Дорога. Дети». Грамота 2 место
7 Индивидуальная работа воспитанницы Лядиной Лизы (воспитатель Гладких О. В.) Всероссийский творческий конкурс «Яркие краски лета», в номинации «Рисунок». Диплом 1 степени
8 Воспитанники группы «Солнышко» (воспитатель Гладких О. В.) Международный фестиваль «Творчество без границ»,
Сказка «Маша и медведь». Диплом 1 степени
9 Индивидуальная работа воспитанницы Бекетовой Евы (воспитатель Гладких О. В.) Всероссийский конкурс «Доутесса», Блиц-олимпиада: «Времена года» Диплом 1 степени
10 Индивидуальная работа воспитанницы Фроловой Валерии (воспитатель Гладких О. В.) Всероссийская олимпиада «Sapienti Sat». Диплом 1 степени
11 Индивидуальная работа воспитанницы Ивановой Анны (воспитатель Гладких О. В.) Всероссийский конкурс «Доутесса», Блиц-олимпиада: «Времена года» Диплом 1 степени
Раздел 6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Работая по данной теме, интенсивно внедряю в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Для меня, как педагога, принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Раздел 7. Профессиональное развитие педагога. Наличие собственной методической системы воспитателя, апробированной в профессиональном обществе
Динамично развивающаяся система образования требует от меня,как педагога непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции. Для более продуктивного повышения своего профессионального уровня я :
-принимаю активное участие в проведении педагогических советов;
- изучаю методическую литературу;
-посещаю открытые мероприятия в ДОУ;
- активно делюсь своим и перенимаю опыт моих коллег;
7.2. Трансляция обобщенного собственного педагогического опыта
Очень активно участвую в конкурсах как детского сада, так и в дистанционных конкурсах разной направленности, где творческие и методические разработки, презентации получают положительные отклики. Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, изучение передового педагогического опыта становятся составной частью современного образовательного процесса. Информационно – компьютерная технология позволяет мне более качественно проводить воспитательно – образовательный процесс, использовать Интернет – ресурсы, выходить на более профессиональный уровень.
Регулярно знакомлюсь с новинками в периодических изданиях на сайте Mpado.ru. : «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», электронный журнал «MetodictПортал. Образование – путь к успеху» .
Раздел 8. Распространение собственного педагогического опыта
8.1. Анализ работы по распространению собственного педагогического опыта
Мой опыт педагогической деятельности был распространен среди педагогов детского сада «Огонек», Майминского района, с. Кызыл-Озек Республики Алтай, России. В связи с внедрением ФГОС ДО к программе дошкольного образования были проведены открытые НОД, занятия, мастер-классы, презентации, праздники.
Таблица 4
№ п\п Название Место и время проведения Участники
1. Исценировка сказки «Маша и медведь» в подготовительной группе Май 2016г. Детский сад «Огонёк» Слушатели республиканских курсов -пилотная площадка.
2. Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями» 22.03.2015г. Детский сад «Огонёк» Педагоги детского сада «Огонёк»
3. Консультация для педагогов «Технология организации театрализованных игр в ДОУ» 11.10.2016г. Детский сад «Огонёк»
Педагоги детского сада «Огонёк»
4. Выступление на пед. совете №3 презинтация по теме «Взаимодействие воспитателей, детей и родителей в театрализованной деятельности» Май 2016г. Детский сад «Огонек». Педагоги детского сада «Огонёк»
5. Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по сказке» 24.10.2017г. Детский сад «Огонёк». Педагоги детского сада «Огонек»
4. Мастер-класс «Волшебные буфы»
05.12.2017г. Детский сад «Огонёк». Педагоги детского сада «Огонек»
5. Исценировка сказки «Курочка Ряба», в старшей группе 22.12.2017г. Детский сад «Огонёк». Педагоги детского сада «Огонек»