Татьяна Проулочнова
Консультация для родителей «С чего начинается литературное воспитание ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«С чего начинается литературное воспитание ребёнка».
Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего читателя, литературно образованного человека.
Публикация «Консультация для родителей „С чего начинается литературное воспитание ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Исследования ученых помогают определить черты такого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Он способен исторически и критически осмыслить книгу, проникнуть в замысел автора, а иногда и поспорить с писателем.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов. Именно в детском саду начинает складываться начитанность : ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором, с русской и зарубежной классикой.
Дошкольник не только осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель.
Так, например, дети четырёх лет, с наслаждением слушая сказку С. Я. Маршака «Усатый - полосатый», невольно втягивается в игры и проделки девочки с котёнком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством котёнка, удивляются его глупости. Встретясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребёнок обнаруживает в ней новое содержание. Оказывается, из двух персонажей котёнок не самый глупый. В словах «Вот какой глупый котёнок!»для детей звучат уже теплый юмор автора, его лёгкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.
В дошкольном возрасте складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.
Именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.
Что же следует воспитывать и формировать у детей на этом этапе развития? Для ответа на данный вопрос необходимо увидеть перспективу, которая ожидает ребёнка в дальнейшем.
В начальной школе основной задачей преподавания литературы является воспитание навыков сознательного чтения. В старших классах школьники познают литературу в историческом процессе развития, знакомятся с такими сложными вопросами, как традиция и новаторство, преемственность, эпоха и т. п.
Уже беглый обзор ступеней литературного образования в школе даёт возможность увидеть место и назначение детского сада в данной системе. Т. е. целями и задачами литературного образования в детском саду является подготовка ребёнка к следующим ступеням.
Так же у ребёнка необходимо формировать умение воспринимать и понимать произведения литературы. Из чего складывается это умение?
1) Прежде всего, это умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. И не только увидеть, но иногда и услышать звуки, почувствовать запахи, вкус.
2) Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознаёт воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяснить причины тех или иных событий.
3) Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того, чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить. Специфика познания литературного произведения заключается в том, что ребёнок – читатель активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события.
Для того, чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребёнка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой - изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.