Елена Шестопалова
Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно. Это автоматизация действия. Привычка – потребность выполнять данное действие так, как научили. Тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание привычек у ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Навык прокладывает путь привычке, облегчает её возникновение: ребёнок научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научившись готовить – привычку обеспечивать себя завтраком, ужином. Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закреплённым, либо плохо усвоенным навыком. Например, привычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить. Воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К 4 годам у ребёнка возникает множество стихийно сложившихся – привычек, влияющих иногда и на здоровье ребёнка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребёнка.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т. д.
Взрослые должны очень внимательно, относится ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся, родители вовремя заложить хорошую привычку и вместо неё, может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка. Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер. Например, уход в семье за животными, растениями, приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь, позаботится о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия. Ребёнка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести к тому, что ребёнок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних. Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому, что детство- время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем. Дома ребёнку необходимы не игрушки, не мороженное, не компьютерные игры, а мама и папа, общение в чистом виде.
Учиться вместе с ребёнком превращать «надо» в хочется. Уборку, готовку можно превратить в домашнюю с призом, сюрпризом. Игра – это единственный способ для ребёнка взрослым, оставаясь ребёнком. Для взрослых – это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Искоренение привычек (вредных). От привычки одним обещанием «больше так не делать» - не избавиться. Во – первых, следует определить причину привычки и упорно её устранять; во – вторых дело часто не безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке. Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить, каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки, привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки. Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств.
Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель. Например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребёнок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной.