Лучший педагог года

Русские народные сказки как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника

Ульяна Бойко
Русские народные сказки как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Русские народные сказки, как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Алексей Николаевич Толстой

Публикация «Русские народные сказки как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника» размещена в разделах

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки. Талантливые сказатели в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей - от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, что оно привлекало всех, независимо от возраста. До наших дней дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.

Под влиянием русских сказок, воплотивших в себе народную мудрость, в детском сознании складываются представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. К. Д. Ушинский подчеркивал не только художественную, но и воспитательную ценность сказок. К. И. Чуковский говорит, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.

Народные сказки, с удивительным педагогическим тактом учитывают запросы и особенности маленьких слушателей. Они вызывают интерес детей к сказке, помогают им осмыслить её идейное содержание. Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно.

Детская сказка - одно из самых доступных средств, для нравственного и эмоционального развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности : что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Сказка заставляет ребенка смеяться и плакать, переживать и надеяться, распознавать мотивы нравственного поведения, одним словом- чувствовать. Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка правилам и целям жизни, она несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Сказка- в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем родной народ.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие:

• Образность -важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

• Забавность сказок повышает интерес детей к ним.

• Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

• Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.

В процессе восприятия сказки ребёнок познаёт определенный её смысл, который доступен только ему. Под влиянием слушания у ребенка возникает сочувствие герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений, лишь потом она переходит во внутренний план -план эмоционального воображения. Сказка для ребенка является не просто фантазией, но и особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребёнка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейским и жизненными смыслами. Это внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживания другому лицу.

Сказка позволяет детям осознать, что добро побеждает зло не само по себе, а путем преодоления трудностей. Эмоциональная отзывчивость на сказку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые сказками этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения : пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, открывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины,- дети становятся мягче, добрее, уверение в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

Публикации по теме:

Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки»Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки» Всем добрый день! Наконец-то закончила пошив второй книги из фетра "Русские народные сказки". В книге четыре сказки : "Репка", "Теремок",.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки»Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные сказки как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 13:14
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русские народные сказки как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Бойко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД