Нина Хорунжина
Русские былины как средство приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.
Публикация «Русские былины как средство приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям» размещена в разделах
В этой ситуации в работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Особая роль в познании культуры предков принадлежит былинам. Именно это национальное богатство является базой для изучения традиций своей Родины, своего края. Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, ее защищать, как готовить себя ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.
В программе «приобщения к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой собран богатейший фольклорный материал, предложен годовой план работы, освещены приемы и способы деятельности педагогов по приобщению детей к народной культуре. Нами была сделана попытка разработать это направление применительно к условиям своей группы, к своим детям, имеющим общее недоразвитие речи.
Цель работы – развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским былинам как источнику народной мудрости, формирование у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.
Реализовать поставленную цель помогли задачи:
- формировать первоначальные представления об особенностях русской былины как о жанре русского фольклора;
- дать детям элементарные исторические сведения о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства;
- развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию былин, учить улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность русских былин;
- воспитывать в детях лучшие качества, присущие русскому народу : доброту, великодушие, справедливость, скромность, трудолюбие, патриотизм.
Учитывая возраст т возможности детей с общим недоразвитием речи, мы сами определили объем текста былины, который будем читать детям. На первоначальном этапе воспользовались лишь отрывками из каждого варианта былины.
Используем самые разнообразные методы и приемы, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к былинам : рассказ с использованием иллюстраций, вопросы к детям по содержанию произведений, элементы инсценировки, показ презентаций и видеофильмов, прослушивание аудиозаписи и т. д. Дети в нашей группе хорошо знают содержание былины, узнают на иллюстрациях былинных героев : «Алеше Попович и Татарин Змеевич»,»Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Ставр Годинович», «Вольга и Микула».
Одним из направлений нашей работы является изобразительная деятельность, где дети имеют возможность отразить свои впечатления о былинах, раскрыть собственные творческие замыслы в работах «Три богатыря», «Богатырская наша сила» (рисование, «Богатыри земли Русской» (лепка, «Украсим богатырскую рубаху узором вышивки» (аппликация).
Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям, желание подражать им в своих поступках помогают игры: «Собери богатыря в дорогу», «Путешествие по былинам», «русские богатыри», «Герои былин» и. т. д. Провели интерактивную игру, посвященную творчеству известного художника «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри». После изучения проводим развлечения ярмарки, конкурсы: «В народе говорят», «Былину читай, да на ус мотай» и др. Через подобные праздники ребенок «проживает» события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные в предварительной работе.
Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения в нашу работу различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Были проведены различные детско-родительские мероприятия: литературная викторина «Былина в гости к нам пришла», спортивный праздник с папами «Богатырские потехи», реализовали совместный проект «Былина - наше культурное наследие». Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к русским былинам прошла тематическая встреча для детей и родителей «Былинные герои»» в городской детской библиотеке «Первоцвет».
Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы: у детей расширен запас знаний об особенностях русской былины, у них сформированы представления о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства, у детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития общечеловеческих нравственных ценностей.
Литература
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. : Мозаика – синтез, 2011.-80с.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. 6 Детство – Пресс. 2015.-304с.
3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М. : ЦГЛ, 2005.-128с.
4. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошколного возраста. –М. : Аркти, 2004.-72с.